Анализ воспитательной работы за 2011-2012 учебный год

Анализ воспитательной работы за 2011-2012 учебный год МКОУ СОШ №10 х. Перевальный.

Директор МКОУ СОШ №10 А. А. Кокозова
Зам. директора по воспитательной работе Н. Я. Цепа

Анализ воспитательной работы
в МКОУ СОШ №10 х. Перевальный
за 2011-2012 учебный год.
В целях создания благоприятных условий для сплочения учащихся, педагогов и социума, а так же всестороннего развития личности ребенка коллектив школы ведет поиск новых подходов к воспитанию, пониманию его роли и функции в изменившихся условиях общественного развития.

Тема воспитательной работы школы: «Развитие системы нравственного воспитания учащихся, умеющих решать проблемы и адаптироваться в современных социальных условиях. способных к творческому самоопределению».

В текущем учебном году педагогический коллектив работал над следующими воспитательными задачами:
1. Подготовить и провести, с целью поднятия престижа должности классного руководителя в рамках подготовки к конкурсу «Классный классный», цикл мероприятий «Классный руководитель года»

2. Подготовить и провести, с целью воспитания гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой город и своё село, его традиции. памятники природы, истории и культуры, цикл мероприятий, посвящённых городу Минеральные Воды и х. Перевальный.

3. Развивать внеклассную деятельность по физическому воспитанию, с целью формирования у школьников стремления к здоровому образу жизни и воспитания морально-волевых качеств.

4. Формировать творчески активную личность, способную жить и творить по законам красоты и гармонии, развивать чувство прекрасного у школьников.

Воспитательная деятельность педагогов в школе реализуется в трех сферах: в процессе обучения, во внеурочной и во внешкольной деятельности.
В учебном году школа продолжила работу по программе развития воспитания «Познание».

Цель, которой: подготовка учащихся к самостоятельной жизни, воспитание человека и гражданина, умеющего адаптироваться в современном мире, способного найти своё место в нём, самостоятельно принимать решения, выражать своё мнение, творчески мыслить.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь школьников, разнообразные виды деятельности, общения, традиции, всю общешкольную среду.
Решение поставленных задач осуществляется через реализацию проектной деятельности в каждом классе: 1 кл. – «Летопись жизнь класса» 2 кл – «Наши животные», 3 кл. – «Соседи по планете»; 4кл. – «Как прекрасен этот мир»; 5 кл. — «Школьные годы чудесные»,6 кл. — «Большая книга семьи», 7,8 кл. -«Семьянин», 9,10 кл — «Россиянин».
Внеурочная деятельность традиционно делится на две части: общешкольные дела и внутриклассную жизнь. Что касается традиционных школьных дел, можно сказать – все большие дела в этом учебном году прошли успешно. Доброй традицией стало ежегодное проведение:

– линеек, посвященных «Первому сентябрю» и «Последнему звонку», которые стали праздником не только для школы, но и для села.

– «Посвящение в ученики» – праздник для 1 классов, посвящение в старшеклассники, день рождения детской школьной организации, «концерт ко Дню учителя, «О маме с любовью», Новогодние праздники, Дни здоровья, благотворительная акция «Дети детям», «День защитник Отечества», конкурс лиро-патриотической песни «Колокола памяти. Великой Победе посвящается!» . линейка, посвященная Победе в Великой Отечественной войне, дни здоровья, эвакуации по безопасности, встреча с именитыми жителями хутора «Край наш славен именами», День защиты детей, «Школьное детство мое уходящее…».
В МКОУ СОШ №10 реализуются школьная целевая программа «Дороги, которые мы выбираем» по профилактике отклоняющегося поведения и правонарушений среди учащихся школы, включающая два аспекта профилактической работы:
— меры общей профилактики, обеспечивающие вовлечение всех обучающихся в жизнь школы;
— меры специальной профилактики, состоящие в выявлении обучающихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании, и проведении с ними работы на индивидуальном уровне.

Профилактика правонарушений, безнадзорности, вредных привычек проводится во взаимодействии с родителями, во внеклассной и внешкольной деятельности с учащимися, коллективных творческих дел, работы спортивных секций, занятий по интересам. В этом учебном году школа тесно сотрудничает с инспектор КДН. Соц. педагогом проводится профилактическая работа, в частности знакомство с нормативно- правовыми документами, беседы с учащимися, посещение семей учащихся с отклонением в поведении. Периодически осуществлялись беседы школьного психолога. Школой были разработаны мероприятия по профилактике наркомании и табакокурению. Результаты работы по профилактике правонарушений среди школьников в этом учебном году:
Совершили преступления
0
Состоят на учете в подразделении по делам несовершеннолетних
Суетов А, Петриенко Р. .
Состоят на внутришкольном учете
4 человек (Петриенко Р, Суетов А, Петриенко Л, Невтсруев М.)

Кроме этого в школе функционирует Совет профилактики, в состав которого входят администрация школы, психолог, инспектор КДН, родители, общественность. Работа строится по четко намеченному плану на год. Школьному совету профилактики приходилось решать различные вопросы: посещаемости школы учащимися, неуспеваемости, конфликтные ситуации.
В течение учебного года коллективом школы ведётся большая работа по организации дежурства классных коллективов и профилактике пропусков обучающихся.
Ежедневно дежурный класс отмечает отсутствующих в специальный журнал, подводит итог за весь день. Отдельно ведётся работа с опаздывающими на урок, выясняются причины отсутствия детей (посещение семьи, звонок домой). Проводятся беседы, встречи с родителями.
По итогам дежурства выпускается рукописная газета «Заноза». Ведётся мониторинг по организации профилактической работы по пропускам обучающихся в течение года.
К сожалению, наблюдаются и негативные тенденции: это и опоздания на уроки, и пропуски уроков без уважительных причин и появление большого количества курящих школьников. Одна из объективных причин — быстрая смена социальной ситуации, а с этим связаны всевозможные отрицательные влияния. Но и ряд причин кроется в работе учителей школы, порой в неумении осуществить индивидуальный подход к каждому нуждающемуся ученику. А личностно – ориентированный классный час — серьезное требование инновационной педагогики, и умением подготовить и провести его надо овладеть.

Систематическая работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. В школе разработана программа по профилактике детского дорожно — транспортного травматизма на 2010-2014 г., цель которой повышение эффективности педагогической профилактике детского ДТТ. В школе разработан план по профилактике ДТТ. Классные руководители ведут эту работу в соответствии с интегрированным курсом по изучению ПДД. В конце учебного года проведено пробное тестирование по классам. Учащиеся имеют достаточно прочные знания.
В результате целенаправленной работы среди учащихся и родителей по безопасности движения в школе не зафиксировано ни одного случая ДТП с участием наших учеников. Но хотелось бы обратить внимание на то, что среди наших учащихся появились владельцы скутеров, мотоциклов, квадрациклов, до определённого возраста ребёнок не может самостоятельно управлять транспортным средством.
В основе работы с детьми по воспитанию культуры поведения на улице, в транспорте и обучения ПДД лежит педагогика сотрудничества. При совместном написании сценариев, различных разработок, составлении памяток, загадок учитываются возможности, способности детей и тот объем знаний по ПДД и культуре поведения в транспорте и на улице, которые они получили на занятиях, экскурсиях, консультациях, во время бесед. На базе 4 класса работает кружок ЮИД. Ребята очень активно проводят различные мероприятия, рейды «Ученик, пассажир», проверяют схему безопасного маршрута в дневниках учащихся. В Этом учебном году отряд пронимал участие в городском конкурсе «Закон дорог уважай!» и занял 2 место. В школе оформлен уголок по безопасности. Проводятся акции «Внимание! Водитель – уважай пешехода», недели безопасности, массовые мероприятия.
Вопросы сохранения здоровья учащихся являются предметом пристального внимания всего коллектива школы – предметом обсуждения на педагогических советах, совещаниях при директоре, родительских собраниях. Школа работает по программе «Физическая культура и здоровье» на 2009 – 2014 г.
Для сохранения и поддержания здоровья детей ведется спортивно-оздоровительная работа, в которой сочетаются разнообразные по содержанию и форме виды досуга: информационно-познавательные игры, спартакиады, практические занятия, уроки Здоровья, инструктажи. В соответствии с программами «Физическая культура и здоровье» и «Догори, которые мы выбираем» 2 раза в год организуются Дни Здоровья ответственные: Сналин Н.А. Цепа Н.Я.классные руководители. ( Спортивные игра проходили в школьном спортзале и на сельском футбольном поле. Игры проходили зрелищно, эмоционально; команды выставленные классами имели отличительный элемент спортивной одежды, у каждой команды была эмблема, девиз. Болельщики поддерживали своих спортсменов. Явка обучающихся на спортивный праздник была 100%). Проведен мониторинг употребления ПАВ, по итогам были составлены диаграммы, по которым видны результаты, составлены планы работы. Данный мониторинг проводится в нашей школе впервые. Результаты мониторинга и их анализ будет использован при планировании учебно-воспитательной работы в следующем учебном году. Но есть настораживающие результаты 11% учащихся признают, что курят и не скрывают этого.
Ответственные Цепа Н.Я. Дьяченко О.Ю. кл. рук. Формированию потребности и ведению здорового образа жизни и профилактике вредных привычек способствовали такие мероприятия:
Месячники: «Спорт вместо наркотиков», «Школа против наркотиков и СПИДа»;
— Акция «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам» ( в рамках этой акции были проведены: в начальных классах беседа «О вредных привычках» ,конкурс рисунков «Вредным привычкам – нет, нет, нет! Спорту – да, да, да!» в среднем и старшем звене: конкурс рисунков «Спорт как альтернатива пагубным привычкам»; конкурс информационных буклетов «Здоровый образ жизни» , соревнование «Веселая скакалка» была организована книжная выставка «Как быть здоровым», (ответственный: Борисова А.С., библиотекарь); выпуск газет(10кл), спортивная викторина (5-9кл), вечер для 8-10 кл. «Мир здоровых людей». Советом старшеклассников проводилось мероприятие «Жизнь без табака» Школа приняли участие в акции «Спорт вместо наркотиков». Каждый класс оформил плакат, призывающий формировать мир здоровых людей.
— Акция «Всемирный день борьбы со СПИДом» (Был проведен урок «Предотвращение ВИЧ-инфекции» с приглашением местного фельдшера Чегодаевой Т.К.; выпущена тематическая газета «1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом»);
— Классные часы по профилактике злоупотребления психотропными веществами (ответственные кл.рук.);
В этом учебном году оздоровились в санаториях _24____ учащихся школы.
Основополагающим приоритетом школы является пропаганда здорового образа жизни через воспитательную работу и физкультурно-оздоровительные мероприятия.
На протяжении трех лет наблюдается стабильно отрицательная динамика поведенческих рисков, опасных для здоровья обучающихся. Нет ни одного обучающегося, состоящего на учёте у врача-нарколога. Свое отрицательное отношение к вредным привычкам высказали 97% опрошенных обучающихся.
Для изучения мнения детей, родителей и педагогов учреждения о работе школы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся были проведены: анкетирование родителей о работе школьной столовой, о качественности и эффективности воспитательного процесса в разделе «здоровье», социологический опрос педагогических работников школы и мониторинг учащихся 1-10 классов о приверженности их ЗОЖ.

Результаты анкетирования показали:

— 82% родителей оценивают состояние своего ребенка, как среднее, а 18% — как хорошее.

На вопрос «Как Ваш ребенок заботится о своем здоровье?»

— 35% анкетируемых указали на регулярное посещение школьных секций, кружков, внешкольных учреждений

— 94% — не употребляют спиртные напитки ;

— 89 % школьников не курят.

— 100% родителей отмечают, что у детей нет опыта употребления наркотиков.

— 91% опрошенных удовлетворены психологическим климатом в школе.

— 93% родителей довольны выполнением санитарно-гигиенических требований в школе.

— 94% анкетируемых положительно оценили работу школьной столовой.

— 69% опрошенных устраивает объем и сложность домашних заданий по разным предметам.

Работа по патриотическому воспитанию в школе ведётся в рамках школьной программы «Патриот».
В рамках программы проводятся: месячник оборонно-массовой работы, акции «Я гражданин России», уроки мужества, традиционный конкурс лиро-патриотической песни «Я люблю тебя Россия», акции милосердия. Самым ярким традиционным мероприятием стал благотворительный концерт «Дети детям». Такие мероприятия исключительны по силе эмоционального воздействия и воспитательного значения.
Ребята из ДО «Люкс» следят за могилами воинов ВОВ, могилами ветеранов, памятником.
Ученики с удовольствием участвуют
— в районных и краевых конкурсах по патриотическому воспитанию учащихся (Конкурс сочинений «Президент – профессия сложная», спортивные соревнования по волейболу, лёгкой атлетике, военно-спортивная игра «Зарница»);
— в общешкольных и классных мероприятиях («Государственные символы России» (1,2,5,8,9,10 кл); Урок России» (3,4,7 кл.), «День народного Единства» (6,7,8,9 кл.); «Маршал Жуков» (9 кл.); «Весна милосердия»(2,4 кл); «Памяти павших будем достойны»(1,3 кл); «Набат памяти» (9 кл); «Афганистан- боль в моей судьбе» (8-10 кл); «Бессмертный подвиг защитников Ленинграда» (5-7 кл);
Большая работа проведена по празднованию 67 годовщины Победы. Прошли встречи с тружениками тыла , торжественный концерт памяти, 1-10 классы выпустили газеты «Герои малой Родины». Кроме этого организовываются и проводятся открытые уроки и мероприятия, посвящённые истории родного края . В школе прошёл фестиваль «От экологии природы к экологии души», учащиеся подготовили презентацию об истории родного хутора (8 кл.)
В рамках школы отряд зарничников участвовал в торжественном митинге, посвящённом 67 годовщине Победы у памятника в х. Лысогорка, где им было дано право пронести копию Знамени Победы, флага России и Ставропольского края. В рамках патриотического воспитания проводилась работа по празднованию юбилейного запуска первого спутника в космос. На выставочной решётке оформлен фоторепортаж о жизни первого космонавта планеты «Капитан Земли». Учащиеся начальной школы нарисовали рисунки «О Русь! Взмахни крылом! », учащиеся 10 класса подготовили презентацию «Покорение космоса.»и выступили с нею перед 1-4 кл.

В летний период реализуется программа «Лето». Одной из главных задач которой является создание благоприятных условий для укрепления здоровья и проведения досуга учащихся во время каникул.
Основной формой организации летнего отдыха является пришкольный лагерь- лагерь дневного пребывания «Олимпионик» , который способствует формированию здорового образа жизни и воспитанию культуры поведения, способствует созданию условий для формирования желаний учащихся приносить пользу обществу, добросовестно относиться к своему труду.
Цель программы лагеря: создание условий для качественного отдыха и оздоровления детей и подростков, создание педагогической воспитательной среды, способствующей раскрытию и развитию интеллектуального, физического, творческого потенциала детей.
Ведущими ценностями в условиях организации отдыха и занятости детей и подростков в летний период являлись:
1) физическое оздоровление школьников
2) сохранение и укрепление эмоционально-психологического здоровья воспитанников
3) развитие интеллектуальной сферы, творческого потенциала детей и подростков
Основными направлениями деятельности являлись: спортивно-оздоровительное, нравственно-эстетическое, патриотическое, досуговое направления.
Данные направления отражались в тематических днях лагеря: Праздник детства, День спорта, День безопасности, День творчества, День истории родного края, День книголюбов, День патриота и т.д.
Эти дни включали игровые программы («Час творчества», «Мои любимые сказки», «Юные артисты»), Мисс лагеря, Мистер лагеря, спортивные соревнования, беседы («Книга в нашей жизни», «Бессмертен твой подвиг, народ- победитель»), познавательно- развлекательные игры, занятия по ПДД и пожарной безопасности («Правила дорожные знать каждому положено», «Правила поведения в лесу»), конкурс рисунков («ПДД — в нашей жизни»), конкурс рисунков («Я — пешеход», «Осторожно — огонь»), экскурсии в кинотеатр г. Минеральные воды, в сельскую библиотеку.
Разработанная нормативно-правовая база (Конституция РФ, конвенция ООН о правах ребенка, закон «Об образовании РФ», концепция модернизации образования, санитарно — гигиенические правила и нормы (извлечения), типовое положение о пришкольном лагере с дневным пребыванием, правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции и инструкции по ОТ и т.д.) способствовала чёткой организации летнего отдыха детей.
Осуществлялось в лагере и психолого-педагогическое сопровождение.
Встречи, беседы, консультации, занятия и игры – способствовали сплочению ребят, снимали агрессию, и самое главное – способствовали развитию личности каждого ребенка.
Ежегодно в пришкольном лагере отдыхают дети из многодетных , малообеспеченных , неблагополучных семей , дети «группы риска». . С ребятами регулярно проводятся профилактические беседы, вовлечение их в общественную работу и мероприятия лагеря.
Проблематичным остаётся вопрос подвоза в летний период учащихся из х. Лысогорка в пришкольный лагерь и для прохождения практики.
В период летних каникул для работы с детьми в лагере привлекалось 7 педагогов с большим опытом и стажем работы как в школе, так и в лагерях дневного пребывания, техслужащие и повара.
Из учащихся 7-8, классов сформирован отряд «Труженик » по благоустройству школьной территории. Ребята благоустраивали территорию школы, работали вожатыми в лагере.
Более 53 % обучающихся было охвачено организованным летним отдыхом.
В школе сложились свои традиции и в формировании органов самоуправления. Организованная в школе совместная деятельность приучает детей к оценке и самооценке своей и групповой деятельности, формирует опыт группового планирования. У учащихся формируется социальный опыт в становлении организаторских качеств личности, разнообразный опыт познавательных, организаторских, творческих, трудовых действий.
Органы ученического самоуправления в школе представлены детской организацией «Люкс» в который входят объединение для 1-4 классов «Горные вершинки», совет по профилактике, совет старшеклассников, школьный санпост, цель которых: со стороны взрослых – социализация личности ребёнка; со стороны детей – самоутверждение, самореализация личности, удовлетворение интересов личности через детское объединение.
Смысл детского самоуправления состоит не в том, чтобы дети включились в существующие пирамиды отношений руководства – исполнения, а в том, чтобы они приобрели личный опыт демократических отношений. Самоуправление – не столько специальная деятельность, сколько поиск гуманистических, демократических отношений в различных видах и формах совместной деятельности детей и взрослых.

В 2011 – 2012 учебном году было проведено 4 заседания совета старшеклассников и 1 отчётное мероприятие всех членов школьной организации, в I полугодии – «День рождения школьной организации!..».В течении учебного года все учащиеся демонстрировали своё умение, талант и мастерство в творчестве и учёбе (конкурс чтецов, фестиваль военно-патриотической песни , праздники, концерты, вечера —-дискотеки; участие в конференциях, олимпиадах разного уровня, конкурсах), во II полугодии оформлен фотоотчёт «Жизнь школьной организации» Ученическое самоуправление обеспечивает формирование активной жизненной позиции учащихся, приучает их к анализу и самоанализу, контролю и самоконтролю.
Проблемы с которыми столкнулись: невозможность выступать на районных мероприятиях из-за удалённости хутора от города, в этом учебном году принимали участие только в заочных конкурсах.
Уровень воспитанности учащихся школы :
Низкий – 12 %
ниже среднего – 25 %
средний – 41%
высокий -18%
Система воспитания МКОУ СОШ №10 х. Перевальный с учётом подпрограмм, проектов является основой развития дополнительного образования. Посещение учащимися учреждений дополнительного образования, учреждений культуры: за период 2011-2012 учебный год учащиеся школы посетили такие учреждения как: сельский дом культуры, сельскую библиотеку, музыкальную школу, сельский футбольный клуб «Колосок». Совместно проведены следующие мероприятия:
1. Устный журнал к 67 годовщине Победы.
2. Встреча «Край наш славен именами»
3. Митинг ко Дню победы.
4. Праздничное представление ко дню защиты детей, совместно с СДК.
5. Праздник «Всему начало – отчий дом».
Все мероприятия, проводимые совместно с учреждениями села работали только на сплочение детского коллектива.
Дополнительное образование в школе: охват обучающихся в кружках в нашей школе — 77% (106 учеников). Занятия проводятся в основном в школьном здании
В учреждении работают 7 ученических объединений по интересам: художественно- эстетическое, физкультурно-спортивное, военно-патриотическое направлений для обучающихся всех возрастных групп.
В течение последних трёх лет наблюдалась положительная динамика занятости обучающихся в системе дополнительного образования, но по предварительным результатам этого года произошло снижение занятости учащихся кружковой работой на9%.

2010 2011 2012
76% 86% 78%

Как показывает практика, работа, направленная на развитие личности ученика, становится действенной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители учащихся. В прошедшем учебном году одним из приоритетных направлений нашей работы являлась работа с семьёй. Проанализировав запросы семьи, которые были выявлены в ходе анкетирования, был составлен и реализован план работы с родителями. Была организована работа по разработке методического материала по оптимизации работы с родителями.
Индивидуальные беседы с родителями, тематические родительские собрания, посещение семей «трудных подростков», «группы риска»- это кропотливая ежедневная работа педагогического коллектива школы.
В начале каждого учебного года, знакомясь с обучающимися, изучаем состав семьи, вместе с инспектором КДН, психологом школы, представителем сельской администрации проводим рейды, в которых обследуются материально–бытовые условия семьи; выявляются ее количественный состав; образовательный уровень; место работы и заработки каждого члена семьи; проверяются санитарно-гигиеническое состояние помещения; условия для занятий и отдыха детей.
В процессе общения с родителями и детьми изучается стиль их взаимоотношений, выявляется степень авторитетности родителей, анализируется структура занятости детей, их интересов и склонностей. Знакомство с семьями позволяет ежегодно составлять социальный паспорт школы.
Общешкольные, классные родительские собрания, конференции, консультации и т.д. способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и образовательного учреждения к воспитанию детей.

В целях создания необходимых условий для совершенствования педагогического мастерства классных руководителей, повышения научности руководства воспитательным процессом в классных коллективах ведётся методическая работа по вопросам воспитания учащихся.
Регулярная работа методического объединения классных руководителей способствует:

— повышению духовной культуры и научно- практической подготовки классных руководителей;

— освоению современных концепций воспитания и педагогических технологий;

— выработки единых требований и мер по решению наиболее принципиальных вопросов практики воспитания коллектива и личности;

— углублению знаний классных руководителей о методах воспитательной работы, вооружению их методикой воспитательной работы и оказанию помощи в совершенствовании индивидуального педагогического мастерства.
Методическая работа – это составная часть профессиональной педагогической деятельности, в рамках которой создаются теоретические продукты, обеспечивающие педагогические действия.
Методическое объединение работает над темой «Система воспитательной работы в классе».
Основными задачами, над которыми работало М.О. в 2011-2012 учебном году, было:
1. Оказание помощи классным руководителям в совершенствовании форм и методов организации воспитательной работы с классным коллективом.
2. Повышение профессионального мастерства классных руководителей.
3. Совершенствование деятельности классных руководителей по формированию социальной компетентности у детей посредством изучения передового педагогического опыта, взаимопосещения классных часов и занятий, проведения открытых мероприятий.
4. Изучение материала по внедрению новых методов и форм воспитания.

Перспективная цель: совершенствование форм и методов воспитания через мониторинг воспитательного процесса.
Для организации поставленных задач были проведены теоретические и практические занятия, организована самообразовательная работа у классных руководителей. Занятия проводились в форме заседания, деловой игры, конкурсов.
Организация методической работы явилась результатом анализа работы классных руководителей в процессе усвоения новой технологии воспитания.
В течение года проведено 4 заседания МО, на которых рассматривались вопросы:
«Использование информационных технологий в работе учителя»
«Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебно – воспитательном процессе».
«Новые формы работы с родителями (родители в жизни класса и школы)»
Организация летнего отдыха детей;

Следуя рекомендациям методического объединения, классные руководители вели планы воспитательной работы по новой форме, которые помогали учитывать работу по всем видам деятельности, также оформлены папки классного руководителя, которые позволяют системно накапливать сведения об учащихся и их родителях, равномерно распределять общественные поручения среди учащихся, анализировать работу, делать выводы и своевременно устранять недостатки. Положительно отметить работу по ведению документации Фадееву Т.А., Дьяченко О.Ю.
Рекомендации классным руководителям : систематизировать работу с документацией, своевременно сдавать запрашиваемую информацию, оформить пупку классного руководителя по форме.
Регулярные занятия самообразованием, коллективная методическая работа позволили классным руководителям овладеть различными воспитательными средствами, способствующими максимальной реализации педагогических возможностей в развитии индивидуальных качеств личности. В процессе работы классные руководители совместно с психологом провели оценку учащихся своего класса по признакам воспитанности, выделили для каждого школьника его первоочередные задачи по воспитанию нравственности и культуры поведения, провели индивидуальные беседы с учащимися и их родителями.
Более содержательной стала работа в рамках проектной деятельности по развитию сотрудничества с детьми на основе их интересов, инициативы и собственного поиска, направленная на формирование активности, самостоятельности , творчества и ответственности.
Каждый классный руководитель выбрал совместно с учениками тему работы над проектом, некоторые продолжили работу над долгосрочными проектами
Работа над проектом помогла активизировать некоторые направления, помогающие в воспитании учащихся.
Значительно больше внимания в практике своей повседневной деятельности классные руководители стали уделять работе с семьями учащихся, старались активнее привлекать родителей к организации праздников. Положительно отметить работу в этом направлении Бледных В.А., Сналина Л.В..,
Показателем педагогического мастерства классного руководителя в нашей школе стала неделя классного руководителя.
Этот вид методической работы становится традиционным. Педагоги показали хороший уровень проведенных мероприятий. Конкурсные мероприятия были проведены по следующим направлениям :
 — Семейное воспитание;
 — Правовое воспитание
 — Духовно-нравственное.
Все классные руководители показали хорошую подготовку мероприятий, показали знания по педагогике, возрастной психологии, знания воспитательных методик.
В ходе взаимопосещённых внеклассных мероприятий, при организации открытых коллективных творческих дел классные руководители учились анализировать свою работу, правильно оценивать её результаты, устранять недостатки.
В течение полугодия заместителем директора по ВР были посещены:
 16 классных часа;
 4 родительских собрания;
Осуществлялись проверки:
1) Дневников учащихся. (справка написана).
2) Документация классного руководителя.
3) Организация работы по профилактике ДДТТ в классных коллективах.
4) Состояние работы с детьми группы риска.
5) Работа классных руководителей по проектированию
В течение года изучался уровень состояния воспитательной работы в 1, 5 классах, посещались и анализировались классные часы и другие внеклассные мероприятия, проверялась документация, по результатам проверок написаны справки.
Классные руководители этих классов в учебном году разработали рекомендации, памятки по системе воспитательной работы в 1 и 5 классах.

Большое внимание классные руководители уделяют организации взаимодействия с родителями. Комплексное изучение социального положения семей, вовлечение в жизнедеятельность класса, организация работы с родительским активом и т.д., способствуют высокому уровню эффективности работы по данному компоненту.
К целеполаганию и планированию работы педагоги относятся серьёзно и ответственно. Они комплексно изучают состояние, проблемы и определяют перспективы в воспитании, обучении и развитии обучающихся в классе.
При планировании профилактической деятельности классными руководителями определяется список обучающихся, вызывающих наибольшее опасение как потенциальные нарушители дисциплины. Разрабатывается комплекс профилактических мер, к которым привлекается широкий круг участников, используются возможности различных организаций.
Профилактика правонарушений, безнадзорности, вредных привычек проводится во взаимодействии с родителями, во внеклассной и внешкольной деятельности с учащимися.
С детьми «группы риска» классные руководители проводят консультации, беседы. С помощью анкет, тестов ими изучаются индивидуальные особенности учащихся, отношения их с родителями, одноклассниками, учителями. Посещены семьи на дому, в результате чего изучены условия жизни детей и определена адресная помощь. Все дети «группы риска» вовлекаются во внеклассную работу и посещают кружки и спортивные секции, участвуют в школьных конкурсах и мероприятиях.
Наиболее активно в 2011-2012 учебном году работали ребята из 4,5,6,7,10 кл (они приняли участие в более 20 общешкольных мероприятиях) .
Особое внимание классные руководители уделяют вопросу самообразования. Выступления на педагогических советах, методических объединениях способствуют повышению их профессионального уровня.

В результате изучения эффективности деятельности классных руководителей (ведение документации, контроль за ведением дневников, за посещаемостью, системность классных часов, качество внеклассных мероприятий, воспитание культуры внешнего вида, контроль процесса обучения, установление связи с семьёй) выяснилось, что в 2011-2012 учебном году 4 человека (36 %) имеют высокий уровень, 5 человек (46%)- средний уровень, 1 человек (9 %) – низкий уровень.

Достигнутые успехи соответствуют целям воспитательного процесса:

— снизилась заболеваемость;

— выросла удовлетворённость организацией воспитательной работы ;

— повысился контроль за посещаемостью;

— увеличилась активность занятия спортом и потребность вести здоровый образ жизни;

— увеличилось число активных форм работы, успешно реализующихся через традиционные мероприятия, способствующие формированию общешкольного коллектива и украшающие его жизнь.

— повысилась эффективность педагогического содействия развитию личности учащихся, формированию их нравственного, познавательного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов.
— ежегодно растёт удовлетворённость учащихся жизнедеятельностью школы — важнейшим показателем улучшения нравственно- психологического климата в учебном заведении.
В новом учебном году школой в области воспитания определены:
Целевая установка 2012– 2013 года: Способствовать созданию условий для формирования личности учащегося – человека, обладающего духовным богатством, готового к самоопределению в жизни, способного к труду и самостоятельности в различных сферах.

В следующем учебном году воспитательная будет продолжена работа по развитию в ребятах ответственность, доброты, честности, вежливости, жизнерадостности, культуры поведения, общение, трудолюбии. То есть продолжить работу по нравственному воспитанию учащихся.
Качество воспитания необходимо оценивать не по количеству проведенных мероприятий, а по качеству отношений между детьми и взрослыми. Стиль педагогического воздействия можно кратко обозначить так:
оказывать доверие,
проявлять уважение,
обеспечивать успех.

Полная версия документа в формате WORD