«Школа светофорных наук»
Занятие №1
Ребята ,сегодня отправимся в увлекательное путешествие «Школа светофорных наук».
Цели и задачи:
- Проверить и закрепить знания дорожных знаков, предупредить наиболее распространенные ошибки детей на дороге.
- Развивать у учащихся активность, внимание, наблюдательность, логическое мышление.
- Воспитывать у детей чувство дружбы, взаимовыручки, уважение к Правилам дорожного движения.
- Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.
- Пропаганда ПДД.
1.МЫ ПОКАЖЕМ ВАМ ПРОГРАММУ ИНТЕРЕСНУЮ,
ХОТЬ И ТЕМА ВАМ ПОКАЖЕТСЯ ИЗВЕСТНАЯ.
ИЗУЧАЮТ ВСЕ СЕГОДНЯ БЕЗ СОМНЕНИЯ ,
В ШКОЛАХ,ЛАГЕРЯХ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.
1..РАЗМИНКА «АВТОМУЛЬТИ».
Участникам предлагается ответить на вопросы по мультфильмам и сказкам, в которых упоминаются транспортные средства.
На чем ехал Емеля к царю во дворец?
(На печке)
Любимый двухколесный вид транспорта кота Леопольда?
(Велосипед)
Чем смазывал свой моторчик Карлсон, который живет на крыше?
(Вареньем)
Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину?
(Велосипед)
Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки?
(В карету)
На чем летал старик Хоттабыч?
(На ковре-самолете).
Личный транспорт Бабы-Яги?
(Ступа)
На чем поехал в Ленинград человек рассеянный с улицы Бассейной?
(На поезде)
Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперед,
А за ним комарики…
На чем летали комарики?
(На воздушном шарике).
Кто путешествовал в мультфильме «Чунга-Чанга» ?
(Кораблик)
На чем катался Кай?
(На санках)
На чем летал Барон Мюнхгаузен?
(На ядре)
В чем плыли по морю царица со своим младенцем в сказке о царе Салтане?
(В бочке)
При помощи какого транспорта передвигались Бременские музыканты?
(При помощи повозки)
На чем перебиралась Василиса Премудрая к царю во дворец?
(В карете)
2.Конкурс «ГОВОРЯЩИЕ КУБИКИ».
Командам предлагается из цветных стикеров , на которых написаны буквы, составить СЛОВА:
ПЕШЕХОД, ВОДИТЕЛЬ, ПАССАЖИР, ДОРОГА.
Ведущий. Пешеход, водитель, пассажир – люди, от поведения которых зависит порядок на дорогах. Каждый из них имеет свои правила. Любой может быть и пешеходом, и водителем, и пассажиром, поэтому ПДД должны изучать и взрослые, и дети.
3.Конкурс « АВТОМОБИЛЬ. ДОРОГА. ПЕШЕХОД».
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
1.Общее название для автобуса, троллейбуса, автомобиля и др. (транспорт).
2. Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров (автобус).
3. Дом для автомобиля (гараж).
4. Часть дороги , по которой идут пешеходы (тротуар).
5. Человек, идущий по тротуару (Пешеход).
6. Изгиб дороги (поворот).
7. Человек, управляющий автомобилем (водитель).
8. Устройство, для остановки автомобиля (тормоз).
9. Что показывает стрелка спидометра? (скорость).
10. Место для посадки и высадки пассажиров (остановка).
11. Место пересечения улиц (перекресток).
12. Полосатая разметка перехода (зебра).
13. Устройство в автомобиле для безопасности водителя и пассажиров (ремень).
14. Часть улицы, предназначенная для пешеходов, расположенная слева и справа от проезжей части дороги (тротуар).
15.Пешеход и водитель, не выполняющий ПДД (нарушитель).
16. Самый строгий «командир» на дороге с тремя огоньками на груди (светофор).
17. «Ноги» автомобиля (колёса).
18. «Глаза» автомобиля (фары).
19. Вид грузовика, кузов которого сваливает груз сам (самосвал).
20. Дорожный знак около школ, детских садов (ДЕТИ).
4.ИГРА «СВЕТОФОР».
У ведущего в руках 3 цветных фишки: красная, желтая и зеленая. На красный цвет – стоять на месте. На желтый — хлопать в ладоши. На зеленый – шагать на месте. Фишки по очереди менять.
Ведущий.ЗНАНИЕ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ ВАЖНО , КАК И ЗНАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ. ОДНО БЕЗ ДРУГОГО СУЩЕСТВОВАТЬ НЕ МОЖЕТ.
Дорожные знаки регулируют движение транспорта и пешеходов. КАКИЕ БЫВАЮТ ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ? Ребята отвечают:
—— ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЕ
—— ЗАПРЕЩАЮЩИЕ
—— ИНФОРМАЦИОННО- УКАЗАТЕЛЬНЫЕ
—— ЗНАКИ СЕРВИСА.
Конкурс. ЗАГАДКИ «ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ».
(Мультимедийная презентация).
- ЧТО ЗА ЗНАК ТАКОЙ ВИСИТ?
«СТОП»- МАШИНАМ ОН ВЕЛИТ.
ПЕШЕХОД, ИДИТЕ СМЕЛО
ПО ПОЛОСКАМ ЧЕРНО- БЕЛЫМ.
«ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД».
2. ЕСЛИ В КРУГЕ КРАСНОМ
БЕЛЫЙ МИНУС ПОМЕЩЕН –
ТУТ ДВИЖЕНИЕ ОПАСНО…
ВЪЕЗД ЗДЕСЬ СТРОГО ЗАПРЕЩЕН.
3. ПОЧЕМУ МАШИНЫ ВСТАЛИ?
ПОЧЕМУ ПРОЕЗД ЗАКРЫТ?.
ВСЮ ДОРОГУ РАСКОПАЛИ,
ДАЖЕ ТРОТУАР РАЗРЫТ.
ДОБАВЛЯЕТ ВСЕМ ЗАБОТЫ
ЗНАК «ДОРОЖНЫЕ РАБОТЫ».
4. Я ХОЧУ СПРОСИТЬ ПРО ЗНАК,
НАРИСОВАН ЗНАК ВОТ ТАК:
В ТРЕУГОЛЬНИКЕ РЕБЯТА
СО ВСЕХ НОГ СПЕШАТ КУДА-ТО
ВСЕ МЫ ПРАВИЛЬНО ОТВЕТИМ
ЗНАК ГЛАСИТ, ЧТО ЭТО – «ДЕТИ».
5. ЧТО ЗА ЗНАК? ВНИЗ ПО СТУПЕНЯМ
ЧЕЛОВЕК ИДЕТ ПОД ЗЕМЛЮ.
МОЖЕТ ОН В МЕТРО СПЕШИТ?
МОЖЕТ БЫТЬ, СЛОМАЛСЯ ЛИФТ?.
«ПОДЗЕМНЫЙ ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД».
6. ЕСЛИ НУЖНО ВЫЗВАТЬ МАМУ,
ПОЗВОНИТЬ ГИППОПОТАМУ,
ПО ПУТИ СВЯЗАТЬСЯ С ДРУГОМ-
ТЕЛЕФОН К ТВОИМ УСЛУГАМ.
«ТЕЛЕФОН».
7. ТУТ ЗАПРАВИТСЯ МАШИНА:
ВЫПЬЕТ ТРИ ВЕДРА БЕНЗИНА.
ПОМОГИ МАШИНЕ КАЖДОЙ,
ЕСЛИ ТА СТРАДАЕТ ЖАЖДОЙ!
«АВТОЗАПРАВОЧНАЯ СТАНЦИЯ».
8. ЕЗДЯТ ЗДЕСЬ ОДНИ МАШИНЫ,
ГРОЗНО ИХ МЕЛЬКАЮТ ШИНЫ.
У ТЕБЯ ВЕЛОСИПЕД?
ЗНАЧИТ – СТОП! ДОРОГИ НЕТ.
«ДВИЖЕНИЕ НА ВЕЛОСИПЕДАХ ЗАПРЕЩЕНО».
9. ВОТ БОЛЬШОЙ ЗЕЛЕНЫЙ СКВЕР,
А НАПРОТИВ БУКВА «Р».
НЕ ПРОСТАЯ БУКВА «Р»,
А В КВАДРАТЕ БУКВА «Р».
НЕУЖЕЛИ ВОЗЛЕ СКВЕРА
«Р» НЕЛЬЗЯ ПРОИЗНОСИТЬ? «МЕСТО СТОЯНКИ»
Ведущий. ВО ВСЕХ СТРАНАХ МИРА , ДЕТИ СТАРАЮТСЯ НЕ НАРУШАТЬ ПДД, Т.К. ПРАВИЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА ДОРОГАХ -ПОКАЗАТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА.
ЖЕЛАЮ ВСЕМ БЕЗОПАСНЫХ и ДОБРЫХ ДОРОГ. ПУСТЬ ДОРОГА НАМ ДАРИТ ТОЛЬКО ДОБРО.
Песня «ДОРОГОЮ ДОБРА».
Воспитатель : Аджигабулова М.М.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на МААМ. Копировать можно только зарегистрированным пользователям МААМ. Адрес публикации: https://www.maam.ru/detskijsad/-v-shkole-svetofornyh-nauk.html Пожалуйста, зарегистрируйтесь на МААМ. Копировать можно только зарегистрированным пользователям МААМ. Адрес публикации: https://www.maam.ru/detskijsad/-v-shkole-svetofornyh-nauk.html Игра-эстафета «Школа светофорных наук» I. Цели и задачи. 1. Проверить и закрепить знания дорожных знаков, предупредить наиболее распространённые ошибки детей на дороге. 2. Развивать у учащихся активность, внимание, наблюдательность, логическое мышление. 3. Воспитывать у детей чувство дружбы, взаимовыручки, уважение к Правилам дорожного движения. 4. Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма. 5. Пропаганда ПДД. II. Оборудование: 1. Рисунок светофора 2. Плакаты с названием игры и правилами дорожного движения 3. Жетоны – сигналы 4. Набор дорожных знаков 5. Дорожные знаки (разрезанные) 6. Мяч 7. Плакаты – дорожные знаки 8. Изображение перекрёстка 9. Карандаши, фломастеры, линейки 10. Зашифрованное письмо 11. Карточки с рифмованными словами 12. Таблички с этапами игры 13. Плакат с изречением 14. Бейджики трёх цветов с именами участников 15. Мультимедиа. 16. Магниты План мероприятия I. Введение 1. Стихотворение 2. Цель игры II. Основная часть 1. Правила дорожного движения надо соблюдать. 2. Причины дорожно-транспортных происшествий. 3. «Что хотите – говорите…» 4. «Знаки разные важны, Знаки всякие нужны». 1) Дорожные знаки 2) «Найди знак!» 3) «Один лишний» 4) «Ремонтная мастерская» 5) «Аукцион знаков» 6) «Минутка безопасности» 7) «Физкультпауза» 8) «Зашифрованное письмо» 9) «Художники и поэты» а) Буриме б) Защита знака 10) Викторина «На дороге». III. Заключительная часть 1. Выводы 2. Список использованной литературы 3. Дополнительный материал -3- Ход игры «Азбукой улиц, проспектов, дорог Город даёт нам всё время урок. Азбуку города помни всегда, Чтоб не случилась с тобою беда!» I. 1. Вступительное слово. Юные пешеходы! Будущие водители! Везде и всюду правила, Дети и родители! Их надо знать всегда: Велосипедисты и мотоциклисты! Без них не выйдут в плаванье Автомобилисты! Из гавани суда. Наши гости, наши зрители! Добро пожаловать! Привет! Выходят в рейс по правилам Нам путь открыт! Зелёный свет! Полярник и пилот. Город, в котором с тобой мы живём, Свои имеют правила Можно по праву сравнить с букварём, Шофёр и пешеход. Вот она, азбука, — на мостовой. Как таблицу умноженья, как урок, Знаки развешаны над головой. Помни правила движенья назубок! Азбукой улиц, проспектов, дорог Внимание! Внимание! Город даёт нам всё время урок. Вас ожидает состязание! Азбуку города помни всегда, На лучшее знание и умение Чтоб не случилась с тобою беда! Правил дорожного движения! 2. Уважаемые гости, уважаемые игроки! Сегодня у нас состоится игра-эстафета «Школа светофорных наук». Цель сегодняшней игры – проверить, насколько хорошо дети знают правила дорожного движения, дорожные знаки и умеют применять знания на практике. Перед нами 3 команды: красные, жёлтые и зелёные игроки. Я сегодня буду главным заместителем Пети Светофорова и ведущим игры. Послушайте правила игры. Помощником и другом Пети является Светофор. Но совсем недавно он сломался, и нам предстоит его починить. За победу в каждом конкурсе команда получает жетон цвета своей команды. Та команда, которая наберёт большее количество жетонов, будет считаться победительницей нашей игры и получит право включить светофор. А теперь пора начинать соревнования. II. Основная часть. 1. Правила дорожного движения надо соблюдать. Ребята, мы с вами живём в небольшом посёлке, где ездят не так уж много машин, но, тем не менее, они есть. Время от времени, вы и ваши родители выезжаете в город, а летом многие из вас гостят у своих родственников в других городах или населённых пунктах. А в больших городах движение намного оживлённее. Вы знаете, что автомобиль оказывает неоценимую помощь человеку, как в перевозках народнохозяйственных грузов, так и в перевозках пассажиров. Вместе с тем автомобиль может стать и причиной несчастных случаев. Первой аварией на механическом транспорте можно считать аварию с паровой телегой французского изобретателя Кюньо. Паровой механизм выехал в пробный рейс на улицы Парижа, водитель не смог справиться с управлением тяжёлой и неуклюжей техники, и она врезалась в каменный забор. Котёл паровой телеги взорвался с «грохотом на весь Париж», как писал об этом очевидец. Водителя отправили в больницу. Когда появились быстроходные автомобили с двигателем, работающем на бензине, увеличилось и количество дорожно-транспортных происшествий. Подсчитано, что с момента появления первых автомобилей на улицах и дорогах нашей планеты под их колёсами погибло более двух с половиной миллионов человек. Сейчас в автомобильных катастрофах во всём мире гибнет ежегодно около 300 тысяч человек. К этому нужно добавить, что миллионы людей получают при дорожно-транспортных происшествиях разного рода физические и психические травмы. Вот почему вопросам безопасности дорожного движения уделяется сейчас серьёзное внимание. -4- 2. Основные причины дорожно-транспортных происшествий. Итак, какие вы можете назвать основные причины ДТП? 1. Окончание учебного года, увеличение числа детей на дорогах. 2. Снижение контроля со стороны родителей. 3. Скользкие участки дороги во время непогоды. 4. Снижение видимости из-за непогоды. 5. Яркое ослепляющее солнце. 6. Плохое состояние дорог. 7. Рассеянное внимание водителей и пешеходов. 8. Переход улицы в неустановленном месте. 9. Переход перед близко идущим транспортом. 10. Появление пешеходов из-за стоящего на проезжей части транспорта. 11. Подвижные игры на проезжей части. 12. Езда на велосипедах по проезжей части. 13. Снижение обзора во время непогоды из-за зонта, поднятого воротника и тому подобное. 14. Переход дорог при коллективном посещении театров и прочее. 15. Адаптация к новым условиям во время отдыха вне дома. 3. «Что хотите – говорите…» (Разминка) — Сейчас я проверяю, какие вы внимательные пешеходы и готовы ли вы к игре. Я задаю вам вопрос, а вы отвечаете «да» или «нет». Что хотите – говорите, в море сладкая вода? (Нет) Что хотите – говорите, красный свет – проезда нет? (Да) Что хотите – говорите, каждый раз, идя домой, играем мы на мостовой? (Нет) Что хотите – говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите? (Нет) Что хотите – говорите, мы всегда идём вперёд только там, где переход? (Да) Что хотите – говорите, мы бежим вперёд так скоро, что не видим светофора? (Нет) Что хотите – говорите, на знаке «здесь проезда нет» нарисован человек? (Нет) Что хотите – говорите, на круглых знаках красный цвет означает «здесь запрет»? (Да) 4. «Знаки разные важны, Знаки всякие нужны!» 1) Дорожные знаки 1. Зачем нужны дорожные знаки? Дорожные знаки и разметка помогают организовывать движение машин и людей, облегчают работу водителей и помогают всем правильно ориентироваться в сложной обстановке на дорогах. 2. На какие группы делятся дорожные знаки? 1) Предупреждающие знаки (мультимедиа) 2) Знаки приоритета (устанавливают чьё-то первенство, очерёдность проезда разных участков дорог) 3) Запрещающие знаки 4) Предписывающие знаки 5) Информационно указательные знаки 6) Знаки сервиса -5- 7) Знаки дополнительной информации (таблички) 300м 3. Какие сигналы светофора вы знаете и каково их значение? Красный сигнал – запрещает пешеходам переходить улицу. Жёлтый – предупреждает, запрещает пешеходам начинать переход улицы. Зелёный – разрешает переходить улицу. 4. Кто является участником дорожного движения и для кого существуют дорожные знаки? Водитель, пешеход, пассажир. 5. Какие есть виды пешеходных переходов, и какие дорожные знаки указывают на них? Пешеходный переход, подземный переход, надземный переход. 6. Где пешеходы могут переходить улицу, и какие знаки говорят об этом? Только на перекрёстках; в местах, обозначенных указателями «Переход»; по пешеходным дорожкам, нанесённым на мостовой белой краской. 2) «Найди знаки!» А теперь проверим, чья команда лучше знает дорожные знаки. Капитаны выбирают себе табличку с какой-то группой знаков и вешают её на магнитную доску как заголовок. Ваша задача: на скорость найти нужные знаки и повесить под ваш заголовок. 1) Предупреждающие знаки 2) Запрещающие 3) Информационно-указательные 3) «Один лишний» (Детям раздаются дорожные знаки) — Рассмотрите знаки, найдите лишний и докажите (необходимо назвать группу знаков и из какой группы лишний знак). 4) «Ремонтная мастерская» — Очень часто нарушители ПДД портят дорожные знаки, и сейчас нам предстоит отремонтировать некоторые из них. Вам необходимо из предложенных составляющих собрать дорожный знак и правильно назвать его. 5) «Аукцион знаков» (мяч) — На классных часах вы изучали 5 групп знаков. Сейчас у вас есть возможность продемонстрировать знание знаков сервиса. Каждая команда по очереди называет один знак. Та команда, которая продержится на аукционе дольше остальных, будет считаться победительницей в данном конкурсе. 1) пункт первой медицинской помощи; 2) больница; 3) автозаправочная станция; 4) техническое обслуживание автомобилей; 5) мойка автомобилей; 6) телефон; 7) пункт питания; 8) питьевая вода; 9) гостиница или мотель; 10) кемпинг; 11) место отдыха; 12) пост ГАИ. -6- 6) «Минутка безопасности» «Как ты переходишь через дорогу?» 1. Там, где ты переходишь, стоит машина. Что надо делать? Лучше отойти от неё подальше, чтобы она не мешала обзору; в крайнем случае, очень медленно двигаясь, приостановиться и выглянуть: что там такое за… 2. Ты переходишь недалеко от остановки. Рядом остановился автобус. Где и как надо переходить? Если поблизости есть пешеходный переход или перекрёсток, обязательно переходи там. Если нет, то подожди, пока отъедет автобус. Ни в коем случае не выбегай спереди! Лучше не обходить и сзади (не видно машины справа!), но, в крайнем случае, очень медленно двигаясь, приостановиться и выглянуть: что там такое за… 3. Ты собрался переходить, но видишь, что медленно приближается автомобиль крупных габаритов (грузовик или автобус). Ты вполне можешь успеть перейти. Что надо делать? Главная опасность приближающегося автомобиля состоит в том, что он может помешать заметить другой, движущийся в том же направлении, зачастую с большей скоростью. Пропустите его, даже если он едет медленно. 4. Перед переходом ты пропустил машину. Больше машины ты не видишь… . Можно переходить? Можно, но чуть выждав, пусть проехавшая машина отъедет подальше. А вдруг она скрывает за собой встречную. 5. Почему опасно переходить дорогу вдвоём под руку или держась за руки? Когда переходит дорогу целая колонна детей, то держаться за руки безопасно. Когда же переходят двое-трое, так поступать не следует, потому что при появлении опасности дети могут тянуть друг друга в разные стороны и потерять драгоценные секунды. 6. Почему опасно играть рядом с дорогой? Во время игры можно забыть об опасности, выбежать на дорогу и попасть под машину. 7. Мальчик спешит в кино, опаздывает. К переходу приближается грузовик, но мальчик видит, что он вполне успеет перейти. В чём опасность такой ситуации? Опасности две. Во-первых, за грузовиком может идти другая машина, скрытая от глаз мальчика. Во-вторых, переходя, мальчик будет наблюдать только за приближающимся грузовиком и может позабыть посмотреть в другую сторону. 8. Где и как должен ходить пешеход по улицам? По правой сторон тротуара или по дороге навстречу идущему транспорту. 9. Назовите наиболее безопасные места для пешехода при двустороннем движении транспорта. Тротуар, островок безопасности. 7) Физкультурная пауза на внимание (табличка) — Я задаю вам вопрос на внимание, а вы показываете движениями ответ. Будьте внимательны. Как живёте? Через дорогу как идёте? Как на красный свет бежите? А на зелёный свет стоите? На дорогах как шалите? На жёлтый свет опять бежите? Как по «зебре» вы идёте? Как в транспорте шум создаёте? 8) «Зашифрованное письмо» (письма, листки, ручки) — Для каждой команды пришло письмо, посвящённое Правилам дорожного движения, но текст зашифрован. Вам предстоит расшифровать его и прочитать выразительно. 1. «Прежде, чем перейти дорогу, найди безопасное место для перехода. Остановись у края тротуара. Посмотри внимательно сначала налево, потом направо, нет ли машин. Переходи дорогу по прямой. Всегда соблюдай правила дорожного движения! Будь внимательным пешеходом!» 2. «Ребята! Изучайте и соблюдайте правила дорожного движения! Прежде, чем переходить дорогу, убедитесь в полной её безопасности. Переходите дорогу только зелёный сигнал светофора. Не переходите проезжую часть улицы перед близко идущим транспортом. Помните: транспорт сразу остановить нельзя! Дорога – это не место для игр!» 3. «Ребята! Не цепляйтесь за борта грузовиков или других транспортных средств – это приводит к беде. Играть на мостовой опасно. Помогайте своим младшим товарищам правильно переходить улицы и дороги. Играть и бегать по дороге – запрещается! Будьте во всём хорошим примером для младших детей». 9) «Художники и поэты» ) а) Буриме Участникам предлагаются карточки с рифмованными словами. Каждая команда должна составить стихотворение, используя данные слова. 1: каток, свисток, мостовой, постовой; 2: мотор, светофор, опасно, напрасно; 3: возможность, осторожность, (по)берегите, бегите. б) Нарисовать и защитить свой знак. 10) Викторина «На дороге» 1. Самодвижущееся четырёхколёсное транспортное средство. (Автомобиль) 2. По рельсам бежит – на поворотах дребезжит. (Трамвай) 3. Полоса земли, предназначенная для передвижения транспорта и пешеходов. (Дорога) 4. Старинный экипаж, запряжённый лошадьми. (Карета) 5. Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров. (Автобус) 6. Любимое транспортное средство отчаянных мальчишек, для езды на котором надо отталкиваться ногой. (Самокат) 7. Автомобиль, которому не страшны самые плохие дороги. (Вездеход) 8. Дом для автомобиля. (Гараж) 9. Гараж для самолётов. (Ангар) 10. Человек, идущий по тротуару. (Пешеход) 11. Аллея посредине улицы. (Бульвар) 12. Край тротуара, прилегающий к проезжей части. (Поребрик) 13. Дорога для трамвая. (Рельсы) 14. Часть дороги, по которой идут пешеходы. (Тротуар) 15. Изгиб дороги. (Поворот) 16. Человек, управляющий автомобилем. (Водитель) 17. Водитель самолёта. (Лётчик, пилот) 18. Устройство для остановки автомобиля. (Тормоз) 19. Что показывает стрелка спидометра? (Скорость) 20. Место на дороге, предназначенное для пешеходов. (Переход) 21. Полосатая разметка перехода. (Зебра) 22. Место пересечения улиц. (Перекрёсток) 23. Милиционер, регулирующий движение на перекрёстке. (Регулировщик) 24. Громкий звуковой сигнал специальной машины. (Сирена) 25. Место для посадки и высадки пассажиров общественного транспорта. (Остановка) 26. Прочная широкая лямка, обеспечивающая безопасность водителя и пассажира в легковом автомобиле. (Ремень безопасности) 27. Защитный головной убор мотоциклиста. (Шлем) 28. Безбилетный пассажир. (Заяц) 29. Общее название автобуса, трамвая, троллейбуса. (Общественный транспорт) 30. Человек, едущий в транспорте, но не за рулём. (Пассажир) 31. При поездке в общественном транспорте держитесь за … (поручень). 32. Кто продаёт билеты в общественном транспорте? (Кондуктор) 33. Подземный вид общественного транспорта. (Метро) 34. Лестница-чудесница в метро. (Эскалатор) 35. Лестница на морском судне. (Трап) 36. Место работы водителя в автомобиле, автобусе, троллейбусе, трамвае. (Кабина) 37. Водитель велосипеда. (Велосипедист) 38. Спортивное сооружение, где проводятся кольцевые гонки на велосипеде. (Велотрек) 39. Пересечение железнодорожных путей с автомобильной дорогой. (Переезд) 40. Опускающаяся и поднимающаяся перекладина для открытия и закрытия переезда. (Шлагбаум) 41. Опора рельсов. (Шпалы) 42. Часть загородной дороги для передвижения пешеходов, если нет тротуара. (Обочина) 43. Асфальтированная загородная дорога для движения транспорта. (Шоссе) 44. Водоотводная канава вдоль дороги. (Кювет) 45. «Ноги» автомобиля. (Колёса) 46. «Глаза» автомобиля. (Фары) 47. Часть грузовика, предназначенная для перевозки грузов. (Кузов) 48. Вид грузовика, кузов которого сваливает груз сам. (Самосвал) -9- 49. Откидная крышка, закрывающая двигатель. (Капот) 50. Приспособление для буксировки автомобиля. (Трос) 51. Подземное сооружение для движения транспорта. (Тоннель) 52. Автомобиль, имеющий название великой русской реки. («Волга») 53. Пешеход или водитель, не выполняющий Правила дорожного движения. (Нарушитель) 54. Наказание за нарушение ПДД. (Штраф) III. Заключительная часть. 1. Выводы. Какие мы можем сделать из нашего мероприятия выводы? – Отвечают игроки. Без знания правил дорожного движения, как для водителей, так и для пешеходов, не сможет жить ни один город, ни один посёлок, ни один человек. Знание правил и их выполнение помогает нам жить, сохранить наше здоровье, нашу жизнь, сохранить наши дороги, машины. Помните, знание и соблюдение дорожных знаков, правил, сигналов светофора несёт прежде всего безопасность, а она нам очень нужна. Чтоб не было печали И горя мы не знали, Чтоб все мы были веселы И счастливы – Бог даст. Учитесь и читайте вы книги любые, Играйте на кларнете, в футбол и городки, Но только не забудьте вы правила такие, Которые спасут вас от боли и тоски. Ведь так бывает часто И даже очень часто, Не думая о будущем, мы нарушаем их. Те правила движения, Законы безопасности. Которые придуманы, Чтоб жизнь нам сохранить. Игра-эстафета «Школа светофорных наук» I. Цели и задачи. 1. Проверить и закрепить знания дорожных знаков, предупредить наиболее распространённые ошибки детей на дороге. 2. Развивать у учащихся активность, внимание, наблюдательность, логическое мышление. 3. Воспитывать у детей чувство дружбы, взаимовыручки, уважение к Правилам дорожного движения. 4. Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма. 5. Пропаганда ПДД. II. Оборудование: 1. Рисунок светофора 2. Плакаты с названием игры и правилами дорожного движения 3. Жетоны – сигналы 4. Набор дорожных знаков 5. Дорожные знаки (разрезанные) 6. Мяч 7. Плакаты – дорожные знаки 8. Изображение перекрёстка 9. Карандаши, фломастеры, линейки 10. Зашифрованное письмо 11. Карточки с рифмованными словами 12. Таблички с этапами игры 13. Плакат с изречением 14. Бейджики трёх цветов с именами участников 15. Мультимедиа. 16. Магниты План мероприятия I. Введение 1. Стихотворение 2. Цель игры II. Основная часть 1. Правила дорожного движения надо соблюдать. 2. Причины дорожно-транспортных происшествий. 3. «Что хотите – говорите…» 4. «Знаки разные важны, Знаки всякие нужны». 1) Дорожные знаки 2) «Найди знак!» 3) «Один лишний» 4) «Ремонтная мастерская» 5) «Аукцион знаков» 6) «Минутка безопасности» 7) «Физкультпауза» 8) «Зашифрованное письмо» 9) «Художники и поэты» а) Буриме б) Защита знака 10) Викторина «На дороге». III. Заключительная часть 1. Выводы 2. Список использованной литературы 3. Дополнительный материал -3- Ход игры «Азбукой улиц, проспектов, дорог Город даёт нам всё время урок. Азбуку города помни всегда, Чтоб не случилась с тобою беда!» I. 1. Вступительное слово. Юные пешеходы! Будущие водители! Везде и всюду правила, Дети и родители! Их надо знать всегда: Велосипедисты и мотоциклисты! Без них не выйдут в плаванье Автомобилисты! Из гавани суда. Наши гости, наши зрители! Добро пожаловать! Привет! Выходят в рейс по правилам Нам путь открыт! Зелёный свет! Полярник и пилот. Город, в котором с тобой мы живём, Свои имеют правила Можно по праву сравнить с букварём, Шофёр и пешеход. Вот она, азбука, — на мостовой. Как таблицу умноженья, как урок, Знаки развешаны над головой. Помни правила движенья назубок! Азбукой улиц, проспектов, дорог Внимание! Внимание! Город даёт нам всё время урок. Вас ожидает состязание! Азбуку города помни всегда, На лучшее знание и умение Чтоб не случилась с тобою беда! Правил дорожного движения! 2. Уважаемые гости, уважаемые игроки! Сегодня у нас состоится игра-эстафета «Школа светофорных наук». Цель сегодняшней игры – проверить, насколько хорошо дети знают правила дорожного движения, дорожные знаки и умеют применять знания на практике. Перед нами 3 команды: красные, жёлтые и зелёные игроки. Я сегодня буду главным заместителем Пети Светофорова и ведущим игры. Послушайте правила игры. Помощником и другом Пети является Светофор. Но совсем недавно он сломался, и нам предстоит его починить. За победу в каждом конкурсе команда получает жетон цвета своей команды. Та команда, которая наберёт большее количество жетонов, будет считаться победительницей нашей игры и получит право включить светофор. А теперь пора начинать соревнования. II. Основная часть. 1. Правила дорожного движения надо соблюдать. Ребята, мы с вами живём в небольшом посёлке, где ездят не так уж много машин, но, тем не менее, они есть. Время от времени, вы и ваши родители выезжаете в город, а летом многие из вас гостят у своих родственников в других городах или населённых пунктах. А в больших городах движение намного оживлённее. Вы знаете, что автомобиль оказывает неоценимую помощь человеку, как в перевозках народнохозяйственных грузов, так и в перевозках пассажиров. Вместе с тем автомобиль может стать и причиной несчастных случаев. Первой аварией на механическом транспорте можно считать аварию с паровой телегой французского изобретателя Кюньо. Паровой механизм выехал в пробный рейс на улицы Парижа, водитель не смог справиться с управлением тяжёлой и неуклюжей техники, и она врезалась в каменный забор. Котёл паровой телеги взорвался с «грохотом на весь Париж», как писал об этом очевидец. Водителя отправили в больницу. Когда появились быстроходные автомобили с двигателем, работающем на бензине, увеличилось и количество дорожно-транспортных происшествий. Подсчитано, что с момента появления первых автомобилей на улицах и дорогах нашей планеты под их колёсами погибло более двух с половиной миллионов человек. Сейчас в автомобильных катастрофах во всём мире гибнет ежегодно около 300 тысяч человек. К этому нужно добавить, что миллионы людей получают при дорожно-транспортных происшествиях разного рода физические и психические травмы. Вот почему вопросам безопасности дорожного движения уделяется сейчас серьёзное внимание. -4- 2. Основные причины дорожно-транспортных происшествий. Итак, какие вы можете назвать основные причины ДТП? 1. Окончание учебного года, увеличение числа детей на дорогах. 2. Снижение контроля со стороны родителей. 3. Скользкие участки дороги во время непогоды. 4. Снижение видимости из-за непогоды. 5. Яркое ослепляющее солнце. 6. Плохое состояние дорог. 7. Рассеянное внимание водителей и пешеходов. 8. Переход улицы в неустановленном месте. 9. Переход перед близко идущим транспортом. 10. Появление пешеходов из-за стоящего на проезжей части транспорта. 11. Подвижные игры на проезжей части. 12. Езда на велосипедах по проезжей части. 13. Снижение обзора во время непогоды из-за зонта, поднятого воротника и тому подобное. 14. Переход дорог при коллективном посещении театров и прочее. 15. Адаптация к новым условиям во время отдыха вне дома. 3. «Что хотите – говорите…» (Разминка) — Сейчас я проверяю, какие вы внимательные пешеходы и готовы ли вы к игре. Я задаю вам вопрос, а вы отвечаете «да» или «нет». Что хотите – говорите, в море сладкая вода? (Нет) Что хотите – говорите, красный свет – проезда нет? (Да) Что хотите – говорите, каждый раз, идя домой, играем мы на мостовой? (Нет) Что хотите – говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите? (Нет) Что хотите – говорите, мы всегда идём вперёд только там, где переход? (Да) Что хотите – говорите, мы бежим вперёд так скоро, что не видим светофора? (Нет) Что хотите – говорите, на знаке «здесь проезда нет» нарисован человек? (Нет) Что хотите – говорите, на круглых знаках красный цвет означает «здесь запрет»? (Да) 4. «Знаки разные важны, Знаки всякие нужны!» 1) Дорожные знаки 1. Зачем нужны дорожные знаки? Дорожные знаки и разметка помогают организовывать движение машин и людей, облегчают работу водителей и помогают всем правильно ориентироваться в сложной обстановке на дорогах. 2. На какие группы делятся дорожные знаки? 1) Предупреждающие знаки (мультимедиа) 2) Знаки приоритета (устанавливают чьё-то первенство, очерёдность проезда разных участков дорог) 3) Запрещающие знаки 4) Предписывающие знаки 5) Информационно указательные знаки 6) Знаки сервиса -5- 7) Знаки дополнительной информации (таблички) 300м 3. Какие сигналы светофора вы знаете и каково их значение? Красный сигнал – запрещает пешеходам переходить улицу. Жёлтый – предупреждает, запрещает пешеходам начинать переход улицы. Зелёный – разрешает переходить улицу. 4. Кто является участником дорожного движения и для кого существуют дорожные знаки? Водитель, пешеход, пассажир. 5. Какие есть виды пешеходных переходов, и какие дорожные знаки указывают на них? Пешеходный переход, подземный переход, надземный переход. 6. Где пешеходы могут переходить улицу, и какие знаки говорят об этом? Только на перекрёстках; в местах, обозначенных указателями «Переход»; по пешеходным дорожкам, нанесённым на мостовой белой краской. 2) «Найди знаки!» А теперь проверим, чья команда лучше знает дорожные знаки. Капитаны выбирают себе табличку с какой-то группой знаков и вешают её на магнитную доску как заголовок. Ваша задача: на скорость найти нужные знаки и повесить под ваш заголовок. 1) Предупреждающие знаки 2) Запрещающие 3) Информационно-указательные 3) «Один лишний» (Детям раздаются дорожные знаки) — Рассмотрите знаки, найдите лишний и докажите (необходимо назвать группу знаков и из какой группы лишний знак). 4) «Ремонтная мастерская» — Очень часто нарушители ПДД портят дорожные знаки, и сейчас нам предстоит отремонтировать некоторые из них. Вам необходимо из предложенных составляющих собрать дорожный знак и правильно назвать его. 5) «Аукцион знаков» (мяч) — На классных часах вы изучали 5 групп знаков. Сейчас у вас есть возможность продемонстрировать знание знаков сервиса. Каждая команда по очереди называет один знак. Та команда, которая продержится на аукционе дольше остальных, будет считаться победительницей в данном конкурсе. 1) пункт первой медицинской помощи; 2) больница; 3) автозаправочная станция; 4) техническое обслуживание автомобилей; 5) мойка автомобилей; 6) телефон; 7) пункт питания; 8) питьевая вода; 9) гостиница или мотель; 10) кемпинг; 11) место отдыха; 12) пост ГАИ. -6- 6) «Минутка безопасности» «Как ты переходишь через дорогу?» 1. Там, где ты переходишь, стоит машина. Что надо делать? Лучше отойти от неё подальше, чтобы она не мешала обзору; в крайнем случае, очень медленно двигаясь, приостановиться и выглянуть: что там такое за… 2. Ты переходишь недалеко от остановки. Рядом остановился автобус. Где и как надо переходить? Если поблизости есть пешеходный переход или перекрёсток, обязательно переходи там. Если нет, то подожди, пока отъедет автобус. Ни в коем случае не выбегай спереди! Лучше не обходить и сзади (не видно машины справа!), но, в крайнем случае, очень медленно двигаясь, приостановиться и выглянуть: что там такое за… 3. Ты собрался переходить, но видишь, что медленно приближается автомобиль крупных габаритов (грузовик или автобус). Ты вполне можешь успеть перейти. Что надо делать? Главная опасность приближающегося автомобиля состоит в том, что он может помешать заметить другой, движущийся в том же направлении, зачастую с большей скоростью. Пропустите его, даже если он едет медленно. 4. Перед переходом ты пропустил машину. Больше машины ты не видишь… . Можно переходить? Можно, но чуть выждав, пусть проехавшая машина отъедет подальше. А вдруг она скрывает за собой встречную. 5. Почему опасно переходить дорогу вдвоём под руку или держась за руки? Когда переходит дорогу целая колонна детей, то держаться за руки безопасно. Когда же переходят двое-трое, так поступать не следует, потому что при появлении опасности дети могут тянуть друг друга в разные стороны и потерять драгоценные секунды. 6. Почему опасно играть рядом с дорогой? Во время игры можно забыть об опасности, выбежать на дорогу и попасть под машину. 7. Мальчик спешит в кино, опаздывает. К переходу приближается грузовик, но мальчик видит, что он вполне успеет перейти. В чём опасность такой ситуации? Опасности две. Во-первых, за грузовиком может идти другая машина, скрытая от глаз мальчика. Во-вторых, переходя, мальчик будет наблюдать только за приближающимся грузовиком и может позабыть посмотреть в другую сторону. 8. Где и как должен ходить пешеход по улицам? По правой сторон тротуара или по дороге навстречу идущему транспорту. 9. Назовите наиболее безопасные места для пешехода при двустороннем движении транспорта. Тротуар, островок безопасности. 7) Физкультурная пауза на внимание (табличка) — Я задаю вам вопрос на внимание, а вы показываете движениями ответ. Будьте внимательны. Как живёте? Через дорогу как идёте? Как на красный свет бежите? А на зелёный свет стоите? На дорогах как шалите? На жёлтый свет опять бежите? Как по «зебре» вы идёте? Как в транспорте шум создаёте? 8) «Зашифрованное письмо» (письма, листки, ручки) — Для каждой команды пришло письмо, посвящённое Правилам дорожного движения, но текст зашифрован. Вам предстоит расшифровать его и прочитать выразительно. 1. «Прежде, чем перейти дорогу, найди безопасное место для перехода. Остановись у края тротуара. Посмотри внимательно сначала налево, потом направо, нет ли машин. Переходи дорогу по прямой. Всегда соблюдай правила дорожного движения! Будь внимательным пешеходом!» 2. «Ребята! Изучайте и соблюдайте правила дорожного движения! Прежде, чем переходить дорогу, убедитесь в полной её безопасности. Переходите дорогу только зелёный сигнал светофора. Не переходите проезжую часть улицы перед близко идущим транспортом. Помните: транспорт сразу остановить нельзя! Дорога – это не место для игр!» 3. «Ребята! Не цепляйтесь за борта грузовиков или других транспортных средств – это приводит к беде. Играть на мостовой опасно. Помогайте своим младшим товарищам правильно переходить улицы и дороги. Играть и бегать по дороге – запрещается! Будьте во всём хорошим примером для младших детей». 9) «Художники и поэты» ) а) Буриме Участникам предлагаются карточки с рифмованными словами. Каждая команда должна составить стихотворение, используя данные слова. 1: каток, свисток, мостовой, постовой; 2: мотор, светофор, опасно, напрасно; 3: возможность, осторожность, (по)берегите, бегите. б) Нарисовать и защитить свой знак. 10) Викторина «На дороге» 1. Самодвижущееся четырёхколёсное транспортное средство. (Автомобиль) 2. По рельсам бежит – на поворотах дребезжит. (Трамвай) 3. Полоса земли, предназначенная для передвижения транспорта и пешеходов. (Дорога) 4. Старинный экипаж, запряжённый лошадьми. (Карета) 5. Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров. (Автобус) 6. Любимое транспортное средство отчаянных мальчишек, для езды на котором надо отталкиваться ногой. (Самокат) 7. Автомобиль, которому не страшны самые плохие дороги. (Вездеход) 8. Дом для автомобиля. (Гараж) 9. Гараж для самолётов. (Ангар) 10. Человек, идущий по тротуару. (Пешеход) 11. Аллея посредине улицы. (Бульвар) 12. Край тротуара, прилегающий к проезжей части. (Поребрик) 13. Дорога для трамвая. (Рельсы) 14. Часть дороги, по которой идут пешеходы. (Тротуар) 15. Изгиб дороги. (Поворот) 16. Человек, управляющий автомобилем. (Водитель) 17. Водитель самолёта. (Лётчик, пилот) 18. Устройство для остановки автомобиля. (Тормоз) 19. Что показывает стрелка спидометра? (Скорость) 20. Место на дороге, предназначенное для пешеходов. (Переход) 21. Полосатая разметка перехода. (Зебра) 22. Место пересечения улиц. (Перекрёсток) 23. Милиционер, регулирующий движение на перекрёстке. (Регулировщик) 24. Громкий звуковой сигнал специальной машины. (Сирена) 25. Место для посадки и высадки пассажиров общественного транспорта. (Остановка) 26. Прочная широкая лямка, обеспечивающая безопасность водителя и пассажира в легковом автомобиле. (Ремень безопасности) 27. Защитный головной убор мотоциклиста. (Шлем) 28. Безбилетный пассажир. (Заяц) 29. Общее название автобуса, трамвая, троллейбуса. (Общественный транспорт) 30. Человек, едущий в транспорте, но не за рулём. (Пассажир) 31. При поездке в общественном транспорте держитесь за … (поручень). 32. Кто продаёт билеты в общественном транспорте? (Кондуктор) 33. Подземный вид общественного транспорта. (Метро) 34. Лестница-чудесница в метро. (Эскалатор) 35. Лестница на морском судне. (Трап) 36. Место работы водителя в автомобиле, автобусе, троллейбусе, трамвае. (Кабина) 37. Водитель велосипеда. (Велосипедист) 38. Спортивное сооружение, где проводятся кольцевые гонки на велосипеде. (Велотрек) 39. Пересечение железнодорожных путей с автомобильной дорогой. (Переезд) 40. Опускающаяся и поднимающаяся перекладина для открытия и закрытия переезда. (Шлагбаум) 41. Опора рельсов. (Шпалы) 42. Часть загородной дороги для передвижения пешеходов, если нет тротуара. (Обочина) 43. Асфальтированная загородная дорога для движения транспорта. (Шоссе) 44. Водоотводная канава вдоль дороги. (Кювет) 45. «Ноги» автомобиля. (Колёса) 46. «Глаза» автомобиля. (Фары) 47. Часть грузовика, предназначенная для перевозки грузов. (Кузов) 48. Вид грузовика, кузов которого сваливает груз сам. (Самосвал) -9- 49. Откидная крышка, закрывающая двигатель. (Капот) 50. Приспособление для буксировки автомобиля. (Трос) 51. Подземное сооружение для движения транспорта. (Тоннель) 52. Автомобиль, имеющий название великой русской реки. («Волга») 53. Пешеход или водитель, не выполняющий Правила дорожного движения. (Нарушитель) 54. Наказание за нарушение ПДД. (Штраф) III. Заключительная часть. 1. Выводы. Какие мы можем сделать из нашего мероприятия выводы? – Отвечают игроки. Без знания правил дорожного движения, как для водителей, так и для пешеходов, не сможет жить ни один город, ни один посёлок, ни один человек. Знание правил и их выполнение помогает нам жить, сохранить наше здоровье, нашу жизнь, сохранить наши дороги, машины. Помните, знание и соблюдение дорожных знаков, правил, сигналов светофора несёт прежде всего безопасность, а она нам очень нужна. Чтоб не было печали И горя мы не знали, Чтоб все мы были веселы И счастливы – Бог даст. Учитесь и читайте вы книги любые, Играйте на кларнете, в футбол и городки, Но только не забудьте вы правила такие, Которые спасут вас от боли и тоски. Ведь так бывает часто И даже очень часто, Не думая о будущем, мы нарушаем их. Те правила движения, Законы безопасности. Которые придуманы, Чтоб жизнь нам сохранить.