Анализ работы МО классных руководителей за 2012-2013 учебный год

Анализ работы МО классных руководителей

МКОУ  СОШ №10 х. Перевальный за 2012-2013 учебный год

Для воспитания детей нужен не великий ум, а большое сердце – способность к общению, к признанию равенства душ.

                                                                 С. Соловейчик             

               Методическое объединение классных руководителей работало над темой «Совершенствование  форм  и  методов  воспитания  в  школе  через  выявление  проблемных  зон  и  повышение  качества  работы  классного  руководителя».

Цель:

  1. 1.      Овладение новыми методами и приемами воспитания.
  2. 2.      Совершенствование работы классных руководителей.
  3. 3.      .Изучение и обобщение опыта воспитательной работы.
  4. 4.      Продолжение работы по созданию методической «копилки»

 

Основными задачами являлись:

  1. Оказание  помощи  классному  руководителю  в  выявлении  проблемных  зон  в  своей  деятельности.
  2. Совершенствование  форм  и  методов  работы  в  соответствии  с  социальным  заказом  общества.
  3. Повышение  квалификации  педагогов  по  вопросу  сохранения  физического,  нравственного,  психологического  здоровья  детей.
  4. Повышение педагогического мастерства классного руководителя  через работу над темой самообразования.

 

1. Количество классных руководителей — 11 человек.

2. Классные руководители работали по следующим направлениям:

  • осуществление всеобуча;
    • организация классного коллектива;
    • организация общественно-полезного труда и внешкольных мероприятий;
    • нравственное воспитание;
    • помощь в учебе;
    • работа с родителями.
    • Правовое воспитание;
    • Экологическое воспитание.
    • Патриотическое воспитание;
    • Трудовое воспитание.

3.  В течение учебного года были проведены 5 заседаний  МО классных руководителей.

В период 2012-2013 уч. года прошли следующие заседания МО классных руководителей:

v  «Организация воспитательного процесса в школе»

v  «Роль классного руководителя в воспитании поведения школьников»

v  « Изучение и обобщение опыта воспитательной работы»

v  «Инновационные подходы в работе классного руководителя.

 

 

 

14.09.2012г  прошло первое заседание МО классных руководителей .

Совершенствование  научно-методического  обеспечения     воспитательного  процесса, познакомились с рекомендациями по организации деятельности классных руководителей.

09.11.2012г. состоялось второе заседание МО классных руководителей Совершенствование профессионального мастерства классных руководителей в вопросах организации и планирования работы с родителями и учащимися по формированию ЗОЖ.

31 01.2013  прошло заседание по теме «Педагогическая этика в работе с учащимися и родителями»  В 5-11 классах прошли классные часы  по теме межличностные взаимоотношения.  Классные часы  даны  Дьяченко О.Ю., Цепа Н.Я. по теме «Конфликтные ситуации»

29.03.2013г  прошло заседание МО по теме : «Самообразование в системе средств совершенствования мастерства классных руководителей.» На заседании по темам самообрахования выступили Власенко Л.Н., Сналина Л.В., Ждановская Л.К., Магомедова М.Х.

17.05.2013 г. прошло заседание МО по теме: «Педагогический мониторинг эффективности воспитательного процесса, воспитательной системы»

 

В рамках МО прошли  воспитательные мероприятия. В соответствии с выбранным направлением воспитательной работы школы классными руководителями были разработаны воспитательные программы классных коллективов.

Анализ изучения  работы классных руководителей с классными коллективами показал, что работа большинства классных коллективов направлена на реализацию общешкольных и социально – значимых задач. Требования, предъявляемые большинством классных руководителей, справедливые и разумные. Основной составляющей воспитательной работы является участие классов в общешкольных мероприятиях. Это позволяет чётко определить место классного коллектива в общей системе учебно–воспитательного процесса школы, а это способствует:

  • повышению уровня общительности каждого ребенка в отдельности;
  • развитию личностных качеств учащегося, направленных на благо коллектива в целом;
  •  помогает рассмотрению классного коллектива как неотъемлемой части школьного коллектива.

 

Участие классов во всех общешкольных мероприятиях помогает классным руководителям заполнить досуг интересными и познавательными, весёлыми и развлекательными мероприятиями, тем самым сведя к минимуму влияние улицы, что немаловажно (особенно) для старшеклассников.

Заинтересовать и включить ребят в жизнедеятельность коллектива можно только под руководством творчески работающих классных руководителей.

Работа по формированию классных коллективов в целом и индивидуальная работа с учащимися отражена в воспитательных планах классных руководителей. Хочется отметить серьёзный подход каждого классного руководителя к планированию своей работы.

Любая воспитательная задача решается через активные действия:

  • Физическое развитие — через физические упражнения;
  • Нравственное – через постоянную ориентацию на самочувствие другого человека;
  • Интеллектуальное – через мыслительную активность, решение интеллектуальных задач.
  • Психология подростка и юности определяет следующие задачи воспитания:
  • Развитие интереса и потребности воспитываемого;
  • Вера педагога в усилия воспитанника;
  • Деятельность воспитанника должна завершиться успехом.

 

             Результат работы.

Разнообразие форм и методов воспитательной работы, используемых классными руководителями, показывают профессионализм и творческую активность педагогов.  Но развитие самоуправления в классных коллективах оставляет желать лучшего.

               В целях формирования понятий «коллектив», «здоровый коллектив», выявление проблем класса в 5,8 классе проведен классный час « Коллектив и его проблемы» Классными руководителями проводится работа по выявлению существующих проблем классных коллективов. Проводятся беседы  « Учимся быть сплоченными», рефлексия «Оформление плана — календаря работы класса»

Анализ деятельности классных руководителей за год показывает, что их профессиональное мастерство имеет достаточно высокий уровень.  Многие  педагоги имеют многолетний опыт работы в роли классного руководителя  (за исключением Дьченко О.Ю -2 год работы,  Цепа Н.Я.  – 1 год работы),   владеют целым арсеналом форм и  способов организации воспитательного процесса, имеют высокую теоретическую и методическую подготовку в целеполагании, планировании, организации и анализе воспитательной работы, достаточно уверенно ориентируются в современных педагогических концепциях воспитания, инновационных методиках  и  используют их как основу для педагогической деятельности. Но существенным недостатком в работе является не желание участвовать в конкурсах педагогического мастрества.

                     Продолжает пополняться методическая копилка разработками классных часов,  работами по темам: «Воспитательный потенциал современной семьи» ,   «Педагогический контроль в процессе воспитания»,  « Формирование правовой культуры учащихся».  Для изучения  ученического коллектива используются анкеты «Климат в коллективе», Иитересы и досуг», « Классный руководитель глазами воспитаника», тест Щурковой.

Наставники  используют активные формы воспитания:

« Свободный разговор», «Конверт дружеских вопросов», « Пять минут до….», « Час тихого чтения» и т д ( по Н.Е. Щуровой). Также в работе используются  методика коллективно творческой деятельности (КТД) И.П. Иванова и методика групповой деятельности Н.Е. Щурковой и др.

Регулярные занятия самообразованием, коллективная методи­ческая работа позволили классным руководителям овладеть различ­ными воспитательными средствами, способствующими максималь­ной реализации педагогических возможностей в развитии индивиду­альных качеств личности.

В процессе работы классные руководители провели оценку учащихся своего класса по признакам воспитанности, выделили для каждого школьника его первоочередные задачи по самовоспитанию, воспитанию нравственности и культуры поведения, провели индиви­дуальные беседы с учащимися и их родителями.

Более содержательной стала работа по  гражданско-патриотическому воспитанию школьников, формированию чувства патрио­тизма, активного гражданина.

Уделяется внимание правовому воспитанию как необходимому условию формирования правосознания и правовой культуры. Основные требования к уровню воспитанности учащегося по правовому воспитанию:

— осознанное понимание единства прав и обязанностей гражданина Российской Федерации.

Значительно больше внимания  классные руководители стали уделять работе с семьями учащихся. Большая часть работы выполнялась классными руководителями (выявление проблемных семей, посещение семьи, встречи с родителями…)

Слабо организована работа по  взаимопосещению  внеклассных мероприятий, но те , которые удалось орга­низовать позволили классным руково­дителям  научиться анализировать свою работу, правильно оценивать ее результаты, устранять недостатки. В течение учебного года изучался уровень состояния воспитательной работы в классах, проводилось анкетирование учащихся, посещались и анализировались классные часы и другие внеклассные мероприятия, разрабатывались памятки.

В октябре проводились классные часы направленные на формирование  гражданственности и патриотизма у учащихся.  Ждановской Л.К.был дан открытый классный час в 3 классе приуроченный ко Дню народного единства « За землю русскую, за Москву»Данное мероприятие было направлено на воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.

В феврале прошли классные часы в 8-11 классах, позволившие сформировать у учащихся представление о толерантности, развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою  позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.  Тематика классных часов « Человек. Личность. Гражданин »  .Бледных В.А. и Сналина Л.В., Магомедова М.Х.  формировали гражданскую позицию учащихся, уважение к своим правам и правам других людей.

Целенаправленную работу с классным коллективом осуществляет  классный руководитель 6 класса  Дьяченко О.Ю.

Ребята приняли участие в акции «Мы — за здоровое будущее нации », школьном экологическом фестивале, в акции « Георгиевская ленточка». Принимают активное участие в жизни школы и класса.

На высоком методическом уровне проводится неделя воинской славы России уроки мужества Памяти павших в годы ВОВ,  концерт, посвященный Дню Победы, факельное шествие.

Организация помощи «трудным детям» включает в себя следующие аспекты:

  1. Создание благоприятных условий для развития личности «трудного ребенка».
  2. Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках « трудных» учащихся.
  3. Формирование положительной  Я-концепции.
  4. Анализ каждого этапа, результаты деятельности ученика,  его достижения.
  5. Оказание педагогической помощи родителям.

 

              Виды работы с детьми, вызывающими тревогу

v  Беседа (помогает корректировать поведение, направлять деятельность учащихся в необходимое русло).

v  Контроль (заполнение дневника, выполнение поручений в классе).

 

Классные руководители ориентировали свою деятельность на формирование коллектива, личности в коллективе, проводили классные часы: «Давайте дружить», «Ответственность и поступки».

Ведется работа по всем направлениям деятельности, индивидуально работают с детьми, требующими особого педагогического внимания.

 

Анализ показывает, что классные руководители хорошо ориентируются в вопросах методики гражданско-патриотического воспитания, оздоровлении учащихся, правового воспитания. Особенностями современного воспитания являются :  технологичность, диалогичность, ситуативность, перспективность.

Однако испытывают трудности в вопросах выявления уровня воспитанности детей  и привлечения родителей к совместной деятельности по обеспечению воспитания детей, Следует больше внимания уделять межличностным отношениям в 5,7,8,9 ,10 классах. Работать над созданием  благоприятного морально — психологического климата. Осуществлять диагностику и контроль уровня воспитанности учащихся.

 

В дальнейшем следует при планировании работы МО больше внимания уделять вопросам обмена опытом,  правилам технологии воспитательного процесса , адаптационному периоду в 5 классе., вопросам воспитания нравственности и культуры поведения.

 

Работа МО классных руко­водителей,  изучение и применение инновационных методик в воспитательном процессе, способствовали совершенствованию деятельности педагогического коллектива по развитию индивидуальных способностей и интересов учащихся че­рез учебно-воспитательную работу.  Разработана оценка деятельности классного руководителя.

Результатами воспитания являются :

 

1.Сформированность интегративных качеств личности;

2. Уровень педагогической культуры;

3.Уровень педагогического мастерства классных руководителей;

По окончании учебного года подведены итоги и спланирована работа на следующий учебный год.

 

В следующем учебном году предстоит выполнить следующие задачи, стоящие перед МО классных руководителей:

  •   Изучение, апробация и анализ эффективности современных воспитательных технологий.
  •  Знакомство с новыми методами и формами организации воспитательного процесса в классе.
  •   Использование активных форм воспитания.
  •   Оказание методической помощи классным руководителям в совершенствовании форм и методов организации воспитательной работы.
  • Организация конкурса педагогического мастерства « Воспитать человека».

 

 

 

Заместитель директора по ВР                                                                         Н.Я. Цепа