Анализ внедрения ФГОС второго поколения
Анализ внедрения ФГОС второго поколения
на ступени начального общего образования
МКОУ СОШ № 10х. Перевальный
(период: с 01.09.2011 по 30.05.2012 г.г.)
С 01 сентября 2011года МКОУ СОШ №10 х. Перевальный перешла на новые образовательные стандарты . Переходу школы на новые образовательные стандарты предшествовала большая подготовительная работа
Был проведен мониторинг условий школы с целью выявления готовности введения ФГОС в 2011 году. Мониторинг включал материально-технический и кадровый потенциал, санитарно-гигиенические условия, информационно-методические ресурсы.
Результаты мониторинга были рассмотрены на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов, методическом и педагогическом советах.
Анализ ресурсов учебной и методической литературы, кадрового потенциала, программного оснащения, используемого для обеспечения здоровьесберегающей среды в школе (педагогический коллектив школы много лет занимается вопросами здоровьесбережения обучающихся) показал: педагогам, работающим в начальной школе, «войти» в образование по новым стандартам несложно.
Во-первых, 12-ый год учителя работают по образовательной системе «Школа России ». Опыт работы по данному УМК – это «мост» к переходу на новый стандарт.
Во-вторых, педагоги школы активно используют здоровьесберегающие технологии, среди них: адаптивная технология, технологии развивающего и проблемного обучения.
В-третьих, 75% педагогов, работающих на I ступени образования, являются активными пользователями информационных технологий, владеют основными инструментами пользователя мультимедийными информационными источниками, инструментами коммуникации, ИКТ-средствами.
В-четвертых, школа располагает соответствующей материально-технической базой ( спортивный зал, библиотека, столовая, актовый зал , учебные кабинеты), учебные кабинеты будущих первоклассников оснащены необходимой техникой
2 учителя прошли целевые курсы в СКИПКРО по вопросам внедрения нового ФГОС, готовы технологически обеспечить процесс внедрения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения начального общего образования.
В январе 2011 года в соответствии с приказом директора школы была сформирована рабочая группа с целью создания плана работы по внедрению ФГОС второго поколения.
В план работы по внедрению ФГОС были включены следующие вопросы:
изучение методических материалов ФГОС второго поколения;
разработка основной образовательной программы начального общего образования;
разработка рабочих учебных программ по предметам учебного плана;
разработка рабочих программ внеурочной деятельности;
ознакомление с ФГОС второго поколения родителей (законных представителей) будущих первоклассников; обсуждение ФГОС с родителями (законными представителями);
изучение УМК, предлагаемых разработчиками ФГОС второго поколения для его реализации;
разработка системы мониторинга достижения основных планируемых результатов образования;
создание нормативно-правовой базы (локальных актов, регламентирующих деятельность педагогов, членов администрации) с целью сопровождения внедрения ФГОС четким инструментарием, локальными актами, регламентирующими деятельность педагогов;
обеспечение педагогов информационным, научно-методическим сопровождением процесса формирования УУД и методическими рекомендациями по развитию компетентности педагога.
Проанализировав наиболее перспективные УМК, отвечающие требованиям нового ФГОС, учителя начальной школы (предварительно обсудив с родителями (законными представителями) будущих первоклассников), остановились на УМК « Перспективная начальная школа»
Таким образом, в результате подготовительной работы к внедрению ФГОС второго поколения на первом этапе были решены следующие задачи:
дополнена нормативно-правовая база школы локальными актами (Положение о рабочей группе по введению ФГОС НОО; Положение о системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций и учебных достижений учащихся и порядке проведения промежуточной аттестации»; Положение о порядке распределения стимулирующей части ФОТ МКОУ СОШ № 10 х. Перевальный (с изменениями и дополнениями); Положение о внеурочной деятельности; Должностные инструкции работников школ, переработанные с учетом ФГОС НОО заместителя директора по УВР, учителя начальных классов, воспитателя ГПД, учителя-предметника, социального педагога, педагога-психолога; на родительских собраниях будущих первоклассников доведены до родителей цели и задачи ФГОС второго поколения;
совместно с родителями будущих первоклассников определены образовательные системы для реализации ООП НОО: в 1 классе – « Перспективная начальная школа »
проведен опрос родителей с целью изучения запроса в дополнительном образовании детей во внеурочное время;
скорректирован план методической работы ШМО учителей начальных классов, основная деятельность ее направлена на изучение методических материалов, сопровождающих внедрение ФГОС второго поколения на I ступени начального общего образования, и разработку программ;
включены в план методического совета школы мероприятия по методическому сопровождению деятельности учителей начальных классов, разрабатывающих рабочие учебные программы;
проект ООП НОО с рабочими программами по предметам БУП были отправлены в УО образования администрации Минераловодского муниципального района на рассмотрение экспертной комиссией с целью получения оценки основного документа, определяющего содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.
Второй этап деятельности школы по внедрению нового стандарта начался с момента издания приказа по школе «О переходе школы на обучение по ФГОС НОО» ,
На этом этапе были решены следующие задачи:
изданы приказы по школе «О назначении ответственного ФГОС НОО в 2011/2012 учебном году» , «О создании рабочей группы по внедрению ФГОС НОО в 2011/2012 учебном году» .
издан ряд приказов, регламентирующих деятельность педагогов в рамках внедрения ФГОС;
заключён трехсторонний договор о предоставлении начального общего образования (школа – родители – Управление образования) ;
создан координационный совет для решения проблемных вопросов при введении ФГОС;
разработана Программа внеурочной деятельности на ступени начального общего образования, на ее основе: организована внеучебная деятельность обучающихся с учётом пожеланий родителей первоклассников силами школы (во внеурочной деятельности реализуются следующие дополнительные программы:
Направления |
Клубы, кружки, спецкурсы |
Кол-во часов в неделю |
Автор программы
|
Спортивно -оздоровительное |
Подвижные игры |
2 |
Н.А Куприяшкина,
педагог дополнительного образования г.Светлоград
|
Общекультурное |
Музей в твоём классе |
2 |
Н.А.Чуракова О.В.Малаховская, М., Академкнига |
Общеинтеллектуальное |
Край, в котором я живу |
2 |
Е.Г.Лютова, учитель начальных классов МОУ СОШ № 9 с. Воздвиженское Апанасенковского района |
Духовно — нравственное |
Юный патриот |
2 |
С.С.Ковалёва, И.Н.Гвоздик, С.А.Радченко, Н.В.Ганжа учителя начальных классов МОУ СОШ №1 с. Александровского Александровского р-на
|
Социальное | общественно-полезная деятельность «Росток»
|
2 |
О.А. Теслицкая, учитель начальных классов, Н.А. Выскребенцева, воспитатель ГПД МОУ СОШ № 9 с. Возжвиженское Апанасенковского района
|
разработана система КТД, классных часов для 1-ых классов по основным направлениям внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Включены: Дни здоровья: «Веселые старты», «Мама, папа, я — спортивная семья»; эстафеты «Самые ловкие и смелые»; праздники: «Мой друг — Мойдодыр», «Маскарад вредных привычек», «Правила дорожного движения знаю все без исключенья»; классные часы «Советы доктора»: «Как уберечь себя от гриппа?»; «Здоровое питание» – спортивно-оздоровительное направление; фотоконкурс «Ах, лето!»; конкурс стихов об осени; конкурс рисунков «Золотая осень»; часы общения о музыке, живописи; организация школьной выставки «Увлечения моей семьи» (творчество родителей, обучающихся); посещение школьного краеведческого музея; оформление выставки «Природа и фантазия» — художественно-эстетическое направление; экскурсии, походы, наблюдение за природными явлениями («Дневник наблюдений»), конкурсы рисунков, стихов, сочинений; оформление сборника «В мире интересного», цикл бесед «Я и мой мир» — научно-познавательное направление; образовательные и краеведческие экскурсии (экскурсия «Осенняя пора – очей очарованье»); классные часы: «Солдаты Победы», «Мои права и обязанности», «Гражданином я быть обязан», «Символы (Флаг, Герб, Гимн) России», Урок Мужества (к 9 Мая); турнир рыцарей (к 23 февраля); составление родословной семьи; конкурс рисунков «Мой родной город»; цикл классных часов «Азбука нравственности» — военно-патриотическое направление; субботники по благоустройству классной комнаты («Дело мастера боится»); уход за цветами в классной комнате, час общения «Терпенье и труд – всё перетрут», акции Добра, встречи-беседы с представителями различных профессий, организация самообслуживания – общественно полезная деятельность;
организована внеурочная деятельность с учётом валеологических требований к проведению внеурочных мероприятий – с соблюдением динамической паузы (40 минут) между учебными занятиями по расписанию;
проведена стартовая диагностика обучающихся с целью организации личностно ориентированного обучения и прогнозирования планируемых результатов к концу первого года обучения;
разработаны планы развития учебных кабинетов с учетом новых требований в формате новых образовательных стандартов;
приобретена необходимая научно-практическая литература по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников; .
Третий этап – реализация ООП НОО, Программы внеурочной деятельности на ступени начального общего образования:
осуществляется постоянная методическая поддержка учителям начальных классов по внедрению ФГОС; за 2011/2012 учебный год проведены:
Семинары:
Деятельностный подход на уроках в начальной школе.
Внедрение современных технологий в образовательный процесс в целях организации деятельностного подхода в образовании.
Консультации:
Организация учебной деятельности на уроке на основе планируемых результатов по изучаемой теме.
Основы формирования УУД в 1-х классе.
педагоги участвуют в обучающих семинарах, проводимых городским методическим объединением учителей начальных классов по вопросам внедрения ФГОС в начальных классах;
проводится просветительская работа с родителям:
на родительских собраниях за I полугодие 2011-2012учебного года рассмотрены проблемные вопросы: роль безотметочной системы обучения в личностном развитии обучающегося; роль родителей в развитии мотивации к обучению ребёнка; о роли участия родителей во внеурочной деятельности школы и т.д.; на каждом родительском собрании демонстрируются результаты урочной и внеурочной деятельности – творческие работы первоклассников;
при активном участии родителей обучающихся 1 класса:
созданы Портфолио обучающихся;
проведены мероприятия: выставка «Природа и фантазия»; фотовыставки «Я – школьник», «Ах, лето…», совместные праздник «Первого звонка», экскурсии в Краеведческий музей;
укреплена материально-техническая база (озеленение классных комнат, за родительский счет приобретены учебная литература
Выводы по реализации ООП НОО за 2011/2012 учебный год:
опыт внедрения ФГОС второго поколения показал, что в целом, идеи и прописанные пути реализации федерального государственного стандарта второго поколения актуальны и востребованы современной образовательной системой;
введение часов на внеурочную деятельность обучающихся увеличивает возможности школы в расширении спектра предоставляемых образовательных услуг;
материально-технические возможности школы (использование , спортзала, актового зала, ) позволяют организовать внеурочную деятельность эффективно, мобильнопозволяет проявить ребенку себя активной, творческой личностью;
много внимания на уроках и внеурочных занятиях уделяется проектной деятельности; дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретации её, представления своих проектов.
Наблюдения за первоклассниками при посещении уроков показывают: дети стали лучше говорить, легче реагируют на вопросы учителя, вступают в диалог; не просто воспроизводят увиденное или прочитанное (услышанное), но и умеют рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение; умеют работать в паре; показывают навыки самоорганизации в группе, направленной на решение учебной задачи; уже большая часть детей адекватно оценивает свою деятельность на уроке.
Наблюдения за работой учителя на уроках свидетельствуют: учитель Фадеева Тамара Алексеевна обладает высоким уровнем методической подготовки, выстраивает учебный процесс по принципу: «ученик-субъект» учебной деятельности; владеет мультимедийными информационными источниками, инструментами коммуникации, ИКТ-средствами.
Эффективность внедрения ФГОС оценена в результате итогового мониторинга реализации ООП НОО в мае 2012 года. С комплексной работой учащиеся справились 94% учащихся за исключением Марченко Кирилла — второгодник ( ЗПР)
Анализ комплексной работы в 1 классе
Дата проведения 18 мая 2012 года
Класс 1 УМК «Перспективная начальная школа»
Учащихся по списку 16 чел. _______%
Выполняли работу 16 чел. 100 %
Выполняли 1-й вариант 10 чел. 62,5 %
Выполняли 2-й вариант 6 чел. 37,5 %
Приступили к выполнению заданий базового уровня 16 чел. 100 %
Справились с выполнением заданий базового уровня (выполнили 6 заданий основной части) 15 чел. 94 %
Не справились с выполнением заданий базового уровня (выполнили менее 6 заданий основной части) 1 чел. 6 %
Испытали затруднения (указать характер затруднений):
- Не умеет перекодировать печатную букву в письменную. 1 чел. 6,25 %
- Не умеет читать. 1 чел. 6,25 %
5. Не умеет выявить, установить и продолжить закономерность в ряду чисел, записывать математическое выражение. 1 чел. 6,25 %
6. Не умеет выделить буквы мягких согласных звуков 1 чел. 6,25 %
Приступили к выполнению заданий повышенного уровня 11чел. 68,75 %
Справились с выполнением заданий повышенного уровня (выполнили не менее 3 заданий дополнительной части) 9 чел. 56,25 %
Не справились с выполнением заданий повышенного уровня (выполнили менее 3 заданий дополнительной части) _2 чел. 12,5 %
Испытали затруднения (указать характер затруднений):
- 1. Не умеет классифицировать объекты природы 3чел. 18,75%
4. Не умеет записать ответ в свободной форме 5 чел. 31,25%
Показатели выполнения итоговой комплексной работы
Менее 8 баллов – 1 чел. 6% (критический уровень)
8 – 13 баллов – 6 чел 37,5% (низкий уровень)
14 – 15 баллов – 3 чел 18,75% (средний уровень)
16 – 18 баллов — 6 чел 37,5% (высокий уровень)
19-20 баллов — 0 чел 0 % (очень высокий уровень)
Комплексная работа показала что проведена учителем большая работа по реализации программы первого года обучения .
Однако есть проблемы :
отсутствие финансирования не позволяет приобрести необходимые электронные учебные пособия для эффективной организации УВП в первых классах в соответствии с требованиями нового ФГОС.
В части информационно-методического обеспечения:
требуется совершенствование ресурсного потенциала: кадрового, программно-методического;
В части оценочной деятельности и диагностики:
отсутствие диагностических материалов для оценки освоения метапредметных действий осложняет деятельность учителя; Материалы к комплексной работе учитель готовит самостоятельно.
Проведение комплексной диагностики и анализ результатов вручную требуют достаточно много времени, что не может не сказываться на качестве деятельности педагогов, работающих с первоклассниками.
Директор МКОУ СОШ №10 х. Перевальный А.А.Кокозова