Официальные документы

Анализ внедрения ФГОС второго поколения

Анализ внедрения ФГОС второго поколения
на ступени начального общего образования

МКОУ СОШ № 10х. Перевальный

(период: с 01.09.2011 по 30.05.2012 г.г.)

 

 С 01 сентября 2011года  МКОУ СОШ №10 х. Перевальный   перешла на новые образовательные стандарты . Переходу школы на новые  образовательные стандарты предшествовала большая подготовительная работа

Был проведен мониторинг условий школы с целью выявления готовности введения ФГОС в 2011 году. Мониторинг включал материально-технический и кадровый потенциал, санитарно-гигиенические условия, информационно-методические ресурсы.
Результаты мониторинга были рассмотрены на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов, методическом и педагогическом советах.
Анализ ресурсов учебной и методической литературы, кадрового потенциала, программного оснащения, используемого для обеспечения здоровьесберегающей среды в школе (педагогический коллектив школы много лет занимается вопросами здоровьесбережения обучающихся) показал: педагогам, работающим в начальной школе, «войти» в образование по новым стандартам несложно.

Во-первых, 12-ый год учителя работают по образовательной системе «Школа  России ». Опыт работы по данному УМК – это «мост» к переходу на новый стандарт.

Во-вторых, педагоги школы активно используют здоровьесберегающие технологии, среди них: адаптивная технология, технологии развивающего и проблемного обучения.

В-третьих, 75% педагогов, работающих на I ступени образования, являются активными пользователями информационных технологий, владеют основными инструментами пользователя мультимедийными информационными источниками, инструментами коммуникации, ИКТ-средствами.

В-четвертых, школа располагает соответствующей материально-технической базой ( спортивный зал, библиотека,   столовая,  актовый зал ,  учебные кабинеты), учебные кабинеты будущих первоклассников оснащены необходимой техникой

2 учителя прошли  целевые курсы в  СКИПКРО  по вопросам внедрения нового ФГОС, готовы технологически обеспечить процесс внедрения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения начального общего образования.

В январе 2011 года в соответствии с приказом директора школы была сформирована рабочая группа с целью создания плана работы по внедрению ФГОС второго поколения.
В план работы по внедрению ФГОС были включены следующие вопросы:

изучение методических материалов ФГОС второго поколения;

разработка основной образовательной программы начального общего образования;

разработка рабочих учебных программ по предметам учебного плана;

разработка рабочих программ внеурочной деятельности;

ознакомление с ФГОС второго поколения родителей (законных представителей) будущих первоклассников; обсуждение ФГОС с родителями (законными представителями);

изучение УМК, предлагаемых разработчиками ФГОС второго поколения для его реализации;

разработка системы мониторинга достижения основных планируемых результатов образования;

создание нормативно-правовой базы (локальных актов, регламентирующих деятельность педагогов, членов администрации) с целью сопровождения внедрения ФГОС четким инструментарием, локальными актами, регламентирующими деятельность педагогов;

обеспечение педагогов информационным, научно-методическим сопровождением процесса формирования УУД и методическими рекомендациями по развитию компетентности педагога.

Проанализировав наиболее перспективные УМК, отвечающие требованиям нового ФГОС, учителя начальной школы (предварительно обсудив с родителями (законными представителями) будущих первоклассников), остановились на УМК « Перспективная начальная школа»

Таким образом, в результате подготовительной работы к внедрению ФГОС второго поколения на первом этапе были решены следующие задачи:

дополнена нормативно-правовая база школы локальными актами (Положение о рабочей группе по введению ФГОС НОО; Положение о системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций и учебных достижений учащихся и порядке проведения промежуточной аттестации»; Положение о порядке распределения стимулирующей части ФОТ МКОУ СОШ № 10 х. Перевальный (с изменениями и дополнениями);  Положение о внеурочной деятельности; Должностные инструкции работников школ,  переработанные с учетом ФГОС НОО заместителя директора по УВР, учителя начальных классов, воспитателя ГПД, учителя-предметника, социального педагога, педагога-психолога; на родительских собраниях будущих первоклассников доведены до родителей цели и задачи ФГОС второго поколения;

совместно с родителями будущих первоклассников определены образовательные системы для реализации ООП НОО: в 1 классе – « Перспективная начальная школа »

проведен опрос родителей с целью изучения запроса в дополнительном образовании детей во внеурочное время;

скорректирован план методической работы ШМО учителей начальных классов, основная деятельность ее направлена на изучение методических материалов, сопровождающих внедрение ФГОС второго поколения на I ступени начального общего образования, и разработку программ;

включены в план методического совета школы мероприятия по методическому сопровождению деятельности учителей начальных классов, разрабатывающих рабочие учебные программы;

проект ООП НОО с рабочими программами по предметам БУП были отправлены в УО образования администрации Минераловодского муниципального района на рассмотрение экспертной комиссией с целью получения оценки основного документа, определяющего содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.

Второй этап деятельности школы по внедрению нового стандарта начался с момента издания приказа по школе  «О переходе  школы на обучение по ФГОС НОО» ,
На этом этапе были решены следующие задачи:

изданы приказы по школе «О назначении ответственного ФГОС НОО в 2011/2012 учебном году» , «О создании рабочей группы по внедрению ФГОС НОО в 2011/2012 учебном году» .

издан ряд приказов, регламентирующих деятельность педагогов в рамках внедрения ФГОС;

заключён трехсторонний договор о предоставлении начального общего образования (школа – родители – Управление образования) ;

создан координационный совет для решения проблемных вопросов при введении ФГОС;

разработана Программа внеурочной деятельности на ступени начального общего образования, на ее основе: организована внеучебная деятельность обучающихся с учётом пожеланий родителей первоклассников силами школы  (во внеурочной деятельности реализуются следующие дополнительные программы:

Направления

Клубы, кружки, спецкурсы

Кол-во

часов

в неделю

Автор программы

 

Спортивно -оздоровительное

Подвижные игры

2

Н.А Куприяшкина,

педагог дополнительного образования г.Светлоград

Общекультурное

Музей в твоём классе

2

Н.А.Чуракова

О.В.Малаховская, М., Академкнига

Общеинтеллектуальное

Край, в котором я живу

2

Е.Г.Лютова, учитель начальных классов МОУ СОШ № 9

с. Воздвиженское Апанасенковского района

Духовно — нравственное

Юный патриот

2

С.С.Ковалёва, И.Н.Гвоздик, С.А.Радченко, Н.В.Ганжа

учителя начальных классов

МОУ СОШ №1 с. Александровского Александровского р-на

Социальное общественно-полезная деятельность «Росток»

2

О.А. Теслицкая, учитель начальных классов,

Н.А. Выскребенцева, воспитатель ГПД

МОУ СОШ   № 9 с. Возжвиженское Апанасенковского района   

разработана система КТД, классных часов для 1-ых классов по основным направлениям внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Включены: Дни здоровья: «Веселые старты», «Мама, папа, я — спортивная семья»; эстафеты «Самые ловкие и смелые»; праздники: «Мой друг — Мойдодыр», «Маскарад вредных привычек», «Правила дорожного движения знаю все без исключенья»; классные часы «Советы доктора»: «Как уберечь себя от гриппа?»; «Здоровое питание» – спортивно-оздоровительное направление;  фотоконкурс «Ах, лето!»; конкурс стихов об осени; конкурс рисунков «Золотая осень»;  часы общения о музыке, живописи; организация школьной выставки «Увлечения моей семьи» (творчество родителей, обучающихся);  посещение школьного краеведческого музея; оформление выставки «Природа и фантазия» — художественно-эстетическое направление; экскурсии, походы, наблюдение за природными явлениями («Дневник наблюдений»), конкурсы рисунков, стихов, сочинений; оформление сборника «В мире интересного»,    цикл бесед «Я и мой мир» — научно-познавательное направление; образовательные и краеведческие экскурсии (экскурсия «Осенняя пора – очей очарованье»);  классные часы: «Солдаты Победы», «Мои права и обязанности», «Гражданином я быть обязан», «Символы (Флаг, Герб, Гимн) России»,  Урок Мужества (к 9 Мая); турнир рыцарей (к 23 февраля); составление родословной семьи; конкурс рисунков «Мой родной город»; цикл классных часов «Азбука нравственности» — военно-патриотическое направление; субботники по благоустройству классной комнаты («Дело мастера боится»); уход за цветами в классной комнате,   час общения «Терпенье и труд – всё перетрут», акции Добра, встречи-беседы с представителями различных профессий, организация самообслуживания – общественно полезная деятельность;

организована внеурочная деятельность с учётом валеологических требований к проведению внеурочных мероприятий – с соблюдением динамической паузы (40 минут) между учебными занятиями по расписанию;

проведена стартовая диагностика обучающихся с целью организации личностно ориентированного обучения и прогнозирования планируемых результатов к концу первого года обучения;

разработаны планы развития учебных кабинетов с учетом новых требований в формате новых образовательных стандартов;

приобретена необходимая научно-практическая литература по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников; .

Третий этап – реализация ООП НОО, Программы внеурочной деятельности на ступени начального общего образования:

осуществляется постоянная методическая поддержка учителям начальных классов по внедрению ФГОС; за   2011/2012 учебный  год  проведены:

Семинары:

Деятельностный подход на уроках в начальной школе.

Внедрение современных технологий в образовательный процесс в целях организации деятельностного подхода в образовании.

Консультации:

Организация учебной деятельности на уроке на основе планируемых результатов по изучаемой теме.

Основы формирования УУД в 1-х классе.

педагоги участвуют в обучающих семинарах, проводимых городским методическим объединением учителей начальных классов по вопросам внедрения ФГОС в начальных классах;

проводится просветительская работа с родителям:

на родительских собраниях за I полугодие 2011-2012учебного года рассмотрены проблемные вопросы: роль безотметочной системы обучения в личностном развитии обучающегося; роль родителей в развитии мотивации к обучению ребёнка; о роли участия родителей во внеурочной деятельности школы и т.д.; на каждом родительском собрании демонстрируются результаты урочной и внеурочной деятельности – творческие работы первоклассников;

при активном участии родителей обучающихся 1 класса:

созданы Портфолио обучающихся;

проведены мероприятия: выставка «Природа и фантазия»; фотовыставки «Я – школьник», «Ах, лето…», совместные праздник «Первого звонка»,  экскурсии в Краеведческий музей;

укреплена материально-техническая база (озеленение классных комнат, за родительский счет приобретены учебная литература

Выводы по реализации ООП НОО за  2011/2012 учебный  год:

опыт внедрения ФГОС второго поколения показал, что в целом,   идеи и прописанные пути реализации федерального государственного стандарта второго поколения актуальны и востребованы современной образовательной системой;

введение часов на внеурочную деятельность обучающихся увеличивает возможности школы в расширении спектра предоставляемых образовательных услуг;

материально-технические возможности школы (использование  , спортзала,  актового зала,  ) позволяют организовать внеурочную деятельность эффективно, мобильнопозволяет проявить ребенку себя активной, творческой личностью;

много внимания на уроках и внеурочных занятиях уделяется проектной деятельности; дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретации её, представления своих проектов.

Наблюдения за первоклассниками при посещении уроков показывают: дети стали лучше говорить, легче реагируют на вопросы учителя, вступают в диалог; не просто воспроизводят увиденное или прочитанное (услышанное), но и умеют рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение; умеют работать в паре; показывают навыки самоорганизации в группе, направленной на решение учебной задачи; уже большая часть детей адекватно оценивает свою деятельность на уроке.

Наблюдения за работой учителя на уроках свидетельствуют: учитель Фадеева Тамара Алексеевна  обладает  высоким  уровнем методической подготовки, выстраивает учебный процесс по принципу: «ученик-субъект» учебной деятельности; владеет мультимедийными информационными источниками, инструментами коммуникации, ИКТ-средствами.

Эффективность внедрения ФГОС   оценена в результате итогового мониторинга реализации ООП НОО в мае 2012 года. С комплексной работой  учащиеся справились  94% учащихся за исключением  Марченко Кирилла  — второгодник  ( ЗПР)

 

Анализ комплексной работы   в 1 классе

Дата проведения 18 мая 2012 года

Класс 1        УМК «Перспективная начальная школа»

Учащихся по списку 16 чел. _______%

Выполняли работу 16 чел. 100 %

Выполняли 1-й вариант 10 чел. 62,5 %

Выполняли 2-й вариант 6 чел. 37,5  %

Приступили к выполнению заданий базового уровня 16 чел. 100 %

Справились с выполнением заданий базового уровня (выполнили 6 заданий основной части)  15 чел. 94 %

Не справились с выполнением заданий базового уровня (выполнили менее 6 заданий основной части) 1 чел. 6 %

Испытали затруднения (указать характер затруднений):

  1. Не умеет перекодировать печатную букву в письменную.  1 чел.  6,25 %
  2. Не умеет читать.                                                                        1 чел.  6,25 %

5. Не умеет   выявить, установить и продолжить закономерность в ряду чисел, записывать математическое выражение.                                       1 чел.  6,25 %

6. Не умеет   выделить буквы мягких согласных звуков              1 чел.  6,25 %

 

Приступили к выполнению заданий повышенного уровня 11чел. 68,75 %

Справились с выполнением заданий повышенного уровня (выполнили не менее 3 заданий дополнительной части) 9  чел.   56,25 %

Не справились с выполнением заданий повышенного уровня (выполнили менее 3 заданий дополнительной части) _2 чел. 12,5 %

Испытали затруднения (указать характер затруднений):

  1. 1.      Не умеет  классифицировать объекты природы        3чел.     18,75%

4.     Не умеет  записать ответ в свободной форме             5 чел.    31,25%

 

Показатели выполнения итоговой комплексной работы

Менее 8 баллов – 1     чел.   6%   (критический уровень)

8 – 13 баллов –     6     чел 37,5%   (низкий уровень)

14 – 15 баллов –   3     чел  18,75%   (средний уровень)

16 – 18 баллов —    6     чел  37,5%   (высокий уровень)

19-20 баллов —       0    чел     0 % (очень высокий уровень)

 

Комплексная работа показала  что проведена учителем большая работа  по реализации программы  первого года обучения .

 

Однако есть проблемы :

отсутствие финансирования не позволяет приобрести необходимые электронные учебные пособия для эффективной организации УВП в первых классах в соответствии с требованиями нового ФГОС.

В части информационно-методического обеспечения:

требуется совершенствование ресурсного потенциала: кадрового, программно-методического;

В части оценочной деятельности и диагностики:

отсутствие диагностических материалов для оценки освоения метапредметных действий осложняет деятельность учителя;  Материалы к  комплексной работе  учитель готовит самостоятельно.

Проведение комплексной диагностики и анализ результатов вручную требуют достаточно много времени, что не может не сказываться на качестве деятельности педагогов, работающих с первоклассниками.

 

 

Директор МКОУ СОШ №10 х. Перевальный                                          А.А.Кокозова